о. Петр Коломейцев

Апостольство инакоодаренных

Священник Пётр Коломейцев

Сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух (Еф.4,3-4).

Двадцатый век знает немало случаев, когда попытки построения «совершенного» общества предпринимались на государственном уровне. Практическое воплощение этих «утопий», казалось, навсегда дискредитировало в обществе идеи коллективизма, такие понятия, как равенство, братство, взаимовыручка. В социуме воцарились идеи здорового индивидуализма и толерантного (а по большому счету, равнодушного) отношения к окружающим. Но толерантность, конечно же, не выглядит очень страшным злом, по сравнению с человеконенавистническим отношением к «не таким» людям, инвалидам, которое существовало в советском и фашистском обществах. Особенно отвратительным было выселение или интернирование инвалидов в СССР и Третьем рейхе, которые будто бы «своим видом портили» картину счастливого, «здорового» общества.

Под воздействием антиколлективистских идей происходит формирование сегодняшней общинной церковной жизни. Чаще, особенно в православных приходах, для человека приход в храм это его личная встреча с Богом, возможность помолиться, а то и просто приведение в порядок своих «растрёпанных» чувств, что-то вроде визита к личному психоаналитику. Собратья по общине, зачастую, играют роль партнёров по участию в «клубной» работе, а сама община – этакий фан-клуб людей, соединившихся по принципу: «мы мне нравимся». Индивидуализм становится нормой христианской жизни, а сама религия глубоко частным делом граждан её исповедывающих. В Европе, например, расспрашивать человека о его религиозных чувствах также бестактно, как интересоваться его сексуальной ориентацией.

Что же говорить об отношении к людям вне общины? Не секрет, что, зачастую выйдя за пределы храма, христианин вообще отлагает в сторону все принципы христианской жизни. Он полагает, что жить в обществе означает исполнять все предписания этого общества, а свидетельствовать о Христе, это значит иногда, время от времени, «рассказывать» интересующимся людям о таком культурно-историческом феномене, как христианство.

Однако Господь не только рассказывал, не столько научал людей нормам и принципам праведности, сколько именно являл себя людям, и опыт многих христианских подвижников – это как раз явление самих себя, преображенных работой Святого Духа, произошедшей в них. Значит не интеллектуального освоения учения Христова, но свидетельства Преображения, свершившегося в каждом из нас, ждёт Господь. Причём плоды этой Перемены должны быть заметны именно в отношении к людям и не только к «своим», но и к «другим», а может быть в первую очередь к другим.

Но, как же нам, с нашим глубоким неприятием всех форм общественной работы, доставшимся нам от эпохи коллективизма, строить общинную жизнь, причём не на принципах посиделок «на кухне», а на принципах духовного (можно сказать идеологического) родства? Видимо, надо понять, что Церковь это не машина, где каждый всего «лишь винтик общепролетарского дела», а корабль, который хоть и управляется капитаном, но достигнуть берега спасения, пройдя через бурное житейское море, может только, когда каждый член команды и каждый пассажир отождествляет себя с кораблём.

Другой образ это образ Тела Христова. В теле часть и целое совпадают. Как часто мы говорим «здесь не ступала нога человека», подразумевая всего человека. Или: «ни одно человеческое ухо такого не слыхивало», «ни один глаз такого не видывал», и тоже имеем в виду всего человека. Апостол Павел не зря называет христиан частями, органами единого тела, Тела Христова, то есть Церкви. А ведь каждый орган, хоть и отождествляет себя со всем телом, не может служить сам себе, но только всему телу. Поэтому в Церкви не должно быть места для зависти, поскольку всё сделанное в ней в равной степени принадлежит как всей Церкви, так и каждому её члену. «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно» (1Кор.12,14-20). Быть частью, но владеть всем, как если бы это принадлежало бы только тебе, в этом смысл церкви, где каждый богат богатством остальных. Исходя из этого, строится христианское отношение к талантам, как к дарам Святого Духа, которые даются некоторым, но принадлежат всем, всей полноте Церкви. А тот, кто зарывает свой талант, крадёт у Церкви.

А если у тебя нет особенных талантов, а просто есть крепкое здоровье, сильные руки и быстрые ноги, может быть, это означает, что они не совсем твои, а принадлежат также и тем хромым и сухоруким, которые находятся рядом с тобой? Таким образом, каждый из нас неожиданно может стать сильным – сильным слабостью другого, и нужным – нуждою другого.

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал.6,2).

Писание учит нас состраданию и сопереживанию, видя в этом исполнение закона Господня, ведь Христос понёс тяготы всех нас, в своей спасительной миссии на Кресте.

Не надо много рассуждать о том, кто он – твой ближний, каждый посланный Богом на твоём пути и есть тот ближний, которого надо возлюбить, как самого себя. И не нам рассуждать о том, кто Церкви нужнее, ведь каждый несет своё служение. А кораблю нужны не только паруса, но и балласт, иначе он просто перевернётся.

Есть и такие незаметные члены Церкви. Мы о них много не говорим и в нашей повседневной жизни особенно не замечаем, но имеем о них попечение не меньшее, а может и большее, чем о других. «Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения «(1Кор.12,22-23).Эти не заметные члены Церкви – инвалиды и, как говорит Господь «малые чада», в старину их называли «убогими», потому что точно знали, что для них есть место у Бога.

Служение инвалидам, а особенно инвалидам с детства нелегко, поскольку остро, ставит вопрос теодицеи. Один больной ребенок спросил священника: «За что я страдаю?»; тот ответил: «Как за что? Тебя Господь испытывает, как Иова Многострадального». В полный тупик его поставил вопрос, заданный мальчиком через два месяца: «До сих пор испытывает? А когда же Он перестанет сомневаться во мне?»

Как ответить на вопрос «За что?» или «Чья вина?» «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9,2-3). Но как объяснить маленькому человеку, что его недуг к славе Божией, да и как помыслить в чем она эта слава? Кто виноват в том, что больны СПИДом младенцы из роддома в Элисте? На все эти бесконечные «кто?» и «за что?», обращенные к Богу, трудно найти ответ, если не обратить вопроса к самим себе. Ясно, что не Бог виноват в наших бедах – мы сами сделали мир таким, что в нем трудно рожать здоровых детей. Не соблюдая Божьи указания о сбережении мира, вверенного нам, стоит ли удивляться, что мир становиться все менее пригодным для существования. Человечество придумало бесчисленное количество средств защиты от самих себя от газового баллончика до нейтронной бомбы, немалые средства тратятся на армии, милицию, судебную и пенитенциарную систему. Чему же удивляться, что нет одноразовых шприцев в Элисте, проще свалить всю вину на «нерадивых» медсестер. А раз мы перестали слушать голос разума и своей совести, то Господь посылает нам своих пророков из числа «малых сих», своих безгрешных чад.

И если мы видим как болезнь маленького человека, новорожденной девочки, которой нужна дорогостоящая операция на сердце, меняет всю жизнь не только ее родителей, но и всех сослуживцев отца, которые собирают средства на спасение младенца, забыв привычные попойки. Мы можем сказать, что случилось чудо. Маленький человек изменил жестоковыйных взрослых, готовых пожертвовать всем, ради возвращения улыбки на его лице. Вот оказывается самое дорогое на свете – улыбка выздоравливающего ребенка. «Неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор.12,24-26).

Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос (1Кор.12,12).

Таким образом, имея попечение об инвалидах, по сути, мы имеем попечение о самих себе. Общества, избавляющиеся от «уродов» становятся обществами «моральных уродов». К сожалению, законы спартанского царя Ликурга, повелевшего уничтожать «неполноценных» младенцев, необыкновенно живучи, даже в наше время находятся люди, готовые использовать достижения науки, такие как пренатальная диагностика, как рекомендации к абортам. Перемены в мышлении такого типа должны начинаться с изменения нашего языка. Слово «глухой» надо заменить словом «неслышащий», потому что мы употребляем это слово и в отношении слышащего, но черствого к чужым нуждам, человека, аналогично и слово «слепой» должно быть заменено словом «незрячий». Слово «инвалид» означает «не ценный» поэтому гораздо лучше такое выражение, как «человек со специальными нуждами», а в контексте христианской культуры «инакоодаренный».

Когда мы говорим  о работе с детьми-инвалидами, мы имеем в виду восстановление ребенка в правах на социальное наследование, то есть на наследование культурно-исторического опыта человечества. Социальное наследование, которое и является специфически человеческим типом наследования, у любого ребенка всегда осуществляется только средствами и в сфере образования, то есть в социуме. Возвращение такого человека, со специальными нуждами в наше общество, а не отделение его от нас и есть восстановление полноты Тела Церкви.

Люди, которые занимаются с инвалидами, умственно отсталыми и другими категориями «трудных» «имеющих специальные нужды» людей, безусловно, несут высокую миссию, помогая им «стать людьми», но разве не более высокую миссию несут те вторые, ведь они помогают первым стать христианами. То есть мы вправе говорить об «особом служении» инвалидов, служение равном миссии Христа, об их особом посланничестве в наш мир, апостольстве, которое выпало на их хрупкие плечи.

Один неслышащий христианин как-то сказал, что ему помогло укрепить свои духовные силы слово Божие, то место где говориться: «познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8,32)». Так вот истина для него не в том, что один слышит, а другой – нет, а в том, что Господь любит всех одинаково. Эта истина освободила его от многочисленных терзаний и бесконечных претензий к Богу и людям. Для нас тоже есть истина, способная освободить нас от индивидуализма и ксенофобного неприятия другого эта истина в словах Писания: вместе «вы – тело Христово, а порознь – члены» (1Кор12,27).

 

Comments are closed.

Marquee Powered By Know How Media.
homework help guelph public library write my name in hieroglyphics online writing online help files economic help with homework college application essay help online uk buy literary analysis essay finance assignment help resume writing service buffalo ny 2.5 mg brahmi online cheap reosto buy with an e check buy prednisolone online with fast shipping time order in expository essays resume writing services st. cloud mn buy resume for writing young adults help to write a shakespearean sonnet help with writing a personal statement blood pressure monitor with two cuffs what can i do my reflective essay on prozac bestellen schweiz order Tegretol holt algebra 1 homework help free help with math problems how to create a resume for a first job 10mg astelin pill no script required thesis rewriting service women in gilgamesh essays essay about carl friedrich gauss resume and cv writing services dublin ordering best narrative essays guide research paper writing fast food nation essay introduction reading and writing for critical thinking homework help sites for circumference help with writing resume education professional growth plan example cardura xl 4 mg cheapest writing service essays on abortions - buy christian school homework help kamagra polo mexico 2.5mg brafix canadian best friend influence essay affordable business grant writing services type papers online for money brand aralen overnight shipping plants homework help cheap paper shredder malaysia where to buy wax paper uk homework help phases moon resume for media industry 1mg epivir hbv no prescription prilosec canada zanaflex xanax same where can i purchase vantin buy with an e check 100 mg maxaquin price professional resume writing service orange county ca Artane refill from canada 150 Artane - Jersey City reminyl 30mg buy no script hartford dissertation fellowship passage-based free-writing helps writers do all of the following k 12 homework help where can i buy zyban medication thesis and assignment writing by anderson pdf art homework help help writing national honor society essay safe buy esidrix without prescription pay someone to write a history essay free resume writing services mississauga sample resume for medical billing specialist sewanhaka high school homework help taming of the shrew essay help the power of birth order essay buy a non plagiarized custom essay buy female sexual tonic online without presciption free personal statement editing services write my essay uk help to write a paper resume objective for medical office administration ged essay hints 20 mg ampicillin sale no perscription essay editing service vancouver where to order somna-ritz free shipping help with probability and statistics sell inderal without rx novel writing helper good thesis statement for gay adoption excel pills quality underwriting services reviews resume writing services los angeles cefaclor price per pill prilosec otc 20mg help with homework maths essentials essay help for graduate lesson plans on voice best online content writing sites need help with my assignment essay for medical school fit admissions essay help essays in order of importance professional help with writing a business plan michigan essay help cheap research papers writers trazodone and behavior in dementia scholarship essay editing service algebra homework help factorization order Periactin online voltaren gel 2 nursing diagnosis and intervention care plans cernos caps ohne rezept bestellen cymbalta strogen ventolin preise vergleichen online science homework help cv editing services religious studies homework help acquiring viagra professional obama college thesis essay yellow wallpaper narrator professional resume writing services - pune mri in seizure disorder a pictorial essay write essay writers block safe buy isordil pills without a prescription chronological order narrative essay homework help ontario grade 11 rheumatoid arthritis and incidence essays for medical school homework help passing a bill coloured paper online writing a letter of intent for medical school 1742 buy danocrine 500mg buy ed medium pack online without presciption famous essay writers in the philippines homework help ask questions best buy powerpoint presentation template quadrilaterals homework help assignment help experts uk math plus academy homework help acheter viagra livraison rapide cytotec misoprostol college app essay help igcse biology past papers online steam garden locomotive plans 100 mg viagra professional price walmart brand aggrenox best price homework help problem solving multistep fractions apa paper writing format requirements resume templates for engineering students posner judicial pragmatism essay cover letter for sales coordinator autobiography and biography thesis statement for renting vs buy can i write my own will short paragraph on mother teresa 10 mg paxil help with my thesis berlin prevacid resume download word format how to make drugs with synthroid buy cheap glucovance essay borderline personality disorder order motrin writing a good cover letter for internship acquista verampil generico online intermediate 2 critical essay help sell super p-force where to buy no prescription no fees cv writing service london reviews cialis soft without insurance ordering dissertations job resume format in ms word 2050 no prescription nizoral cheap dissertation writing resume balance sheet assignment help best resume writing service san francisco money cant buy you love essay 1mg stop smocking patch help write my business plan order of importance in essays best way to get rid of cold sore scab can there be peace in the world essay homework help prepositions buy essays yahoo answers thesis statement for medical technology cv writing services us 5 custom paper bags no minimum glucovance informacion en espanol best essay writing service canada brand name tofranil speech and language disorders ppt inderal la purchase online write my uni essay uk ginseng for greece run on sentences and fragments i need help writing my thesis statement 24 hour ibuprofen delivery 10 page research paper writing help with dissertation data analysis homework help composition ucas help with personal statement order of importance essay tablet combipres achat eskalith generique Erythromycin canada professional resume writing service for military