о. Петр Коломейцев

Апостольство инакоодаренных

Священник Пётр Коломейцев

Сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух (Еф.4,3-4).

Двадцатый век знает немало случаев, когда попытки построения «совершенного» общества предпринимались на государственном уровне. Практическое воплощение этих «утопий», казалось, навсегда дискредитировало в обществе идеи коллективизма, такие понятия, как равенство, братство, взаимовыручка. В социуме воцарились идеи здорового индивидуализма и толерантного (а по большому счету, равнодушного) отношения к окружающим. Но толерантность, конечно же, не выглядит очень страшным злом, по сравнению с человеконенавистническим отношением к «не таким» людям, инвалидам, которое существовало в советском и фашистском обществах. Особенно отвратительным было выселение или интернирование инвалидов в СССР и Третьем рейхе, которые будто бы «своим видом портили» картину счастливого, «здорового» общества.

Под воздействием антиколлективистских идей происходит формирование сегодняшней общинной церковной жизни. Чаще, особенно в православных приходах, для человека приход в храм это его личная встреча с Богом, возможность помолиться, а то и просто приведение в порядок своих «растрёпанных» чувств, что-то вроде визита к личному психоаналитику. Собратья по общине, зачастую, играют роль партнёров по участию в «клубной» работе, а сама община – этакий фан-клуб людей, соединившихся по принципу: «мы мне нравимся». Индивидуализм становится нормой христианской жизни, а сама религия глубоко частным делом граждан её исповедывающих. В Европе, например, расспрашивать человека о его религиозных чувствах также бестактно, как интересоваться его сексуальной ориентацией.

Что же говорить об отношении к людям вне общины? Не секрет, что, зачастую выйдя за пределы храма, христианин вообще отлагает в сторону все принципы христианской жизни. Он полагает, что жить в обществе означает исполнять все предписания этого общества, а свидетельствовать о Христе, это значит иногда, время от времени, «рассказывать» интересующимся людям о таком культурно-историческом феномене, как христианство.

Однако Господь не только рассказывал, не столько научал людей нормам и принципам праведности, сколько именно являл себя людям, и опыт многих христианских подвижников – это как раз явление самих себя, преображенных работой Святого Духа, произошедшей в них. Значит не интеллектуального освоения учения Христова, но свидетельства Преображения, свершившегося в каждом из нас, ждёт Господь. Причём плоды этой Перемены должны быть заметны именно в отношении к людям и не только к «своим», но и к «другим», а может быть в первую очередь к другим.

Но, как же нам, с нашим глубоким неприятием всех форм общественной работы, доставшимся нам от эпохи коллективизма, строить общинную жизнь, причём не на принципах посиделок «на кухне», а на принципах духовного (можно сказать идеологического) родства? Видимо, надо понять, что Церковь это не машина, где каждый всего «лишь винтик общепролетарского дела», а корабль, который хоть и управляется капитаном, но достигнуть берега спасения, пройдя через бурное житейское море, может только, когда каждый член команды и каждый пассажир отождествляет себя с кораблём.

Другой образ это образ Тела Христова. В теле часть и целое совпадают. Как часто мы говорим «здесь не ступала нога человека», подразумевая всего человека. Или: «ни одно человеческое ухо такого не слыхивало», «ни один глаз такого не видывал», и тоже имеем в виду всего человека. Апостол Павел не зря называет христиан частями, органами единого тела, Тела Христова, то есть Церкви. А ведь каждый орган, хоть и отождествляет себя со всем телом, не может служить сам себе, но только всему телу. Поэтому в Церкви не должно быть места для зависти, поскольку всё сделанное в ней в равной степени принадлежит как всей Церкви, так и каждому её члену. «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно» (1Кор.12,14-20). Быть частью, но владеть всем, как если бы это принадлежало бы только тебе, в этом смысл церкви, где каждый богат богатством остальных. Исходя из этого, строится христианское отношение к талантам, как к дарам Святого Духа, которые даются некоторым, но принадлежат всем, всей полноте Церкви. А тот, кто зарывает свой талант, крадёт у Церкви.

А если у тебя нет особенных талантов, а просто есть крепкое здоровье, сильные руки и быстрые ноги, может быть, это означает, что они не совсем твои, а принадлежат также и тем хромым и сухоруким, которые находятся рядом с тобой? Таким образом, каждый из нас неожиданно может стать сильным – сильным слабостью другого, и нужным – нуждою другого.

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал.6,2).

Писание учит нас состраданию и сопереживанию, видя в этом исполнение закона Господня, ведь Христос понёс тяготы всех нас, в своей спасительной миссии на Кресте.

Не надо много рассуждать о том, кто он – твой ближний, каждый посланный Богом на твоём пути и есть тот ближний, которого надо возлюбить, как самого себя. И не нам рассуждать о том, кто Церкви нужнее, ведь каждый несет своё служение. А кораблю нужны не только паруса, но и балласт, иначе он просто перевернётся.

Есть и такие незаметные члены Церкви. Мы о них много не говорим и в нашей повседневной жизни особенно не замечаем, но имеем о них попечение не меньшее, а может и большее, чем о других. «Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения «(1Кор.12,22-23).Эти не заметные члены Церкви – инвалиды и, как говорит Господь «малые чада», в старину их называли «убогими», потому что точно знали, что для них есть место у Бога.

Служение инвалидам, а особенно инвалидам с детства нелегко, поскольку остро, ставит вопрос теодицеи. Один больной ребенок спросил священника: «За что я страдаю?»; тот ответил: «Как за что? Тебя Господь испытывает, как Иова Многострадального». В полный тупик его поставил вопрос, заданный мальчиком через два месяца: «До сих пор испытывает? А когда же Он перестанет сомневаться во мне?»

Как ответить на вопрос «За что?» или «Чья вина?» «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9,2-3). Но как объяснить маленькому человеку, что его недуг к славе Божией, да и как помыслить в чем она эта слава? Кто виноват в том, что больны СПИДом младенцы из роддома в Элисте? На все эти бесконечные «кто?» и «за что?», обращенные к Богу, трудно найти ответ, если не обратить вопроса к самим себе. Ясно, что не Бог виноват в наших бедах – мы сами сделали мир таким, что в нем трудно рожать здоровых детей. Не соблюдая Божьи указания о сбережении мира, вверенного нам, стоит ли удивляться, что мир становиться все менее пригодным для существования. Человечество придумало бесчисленное количество средств защиты от самих себя от газового баллончика до нейтронной бомбы, немалые средства тратятся на армии, милицию, судебную и пенитенциарную систему. Чему же удивляться, что нет одноразовых шприцев в Элисте, проще свалить всю вину на «нерадивых» медсестер. А раз мы перестали слушать голос разума и своей совести, то Господь посылает нам своих пророков из числа «малых сих», своих безгрешных чад.

И если мы видим как болезнь маленького человека, новорожденной девочки, которой нужна дорогостоящая операция на сердце, меняет всю жизнь не только ее родителей, но и всех сослуживцев отца, которые собирают средства на спасение младенца, забыв привычные попойки. Мы можем сказать, что случилось чудо. Маленький человек изменил жестоковыйных взрослых, готовых пожертвовать всем, ради возвращения улыбки на его лице. Вот оказывается самое дорогое на свете – улыбка выздоравливающего ребенка. «Неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор.12,24-26).

Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос (1Кор.12,12).

Таким образом, имея попечение об инвалидах, по сути, мы имеем попечение о самих себе. Общества, избавляющиеся от «уродов» становятся обществами «моральных уродов». К сожалению, законы спартанского царя Ликурга, повелевшего уничтожать «неполноценных» младенцев, необыкновенно живучи, даже в наше время находятся люди, готовые использовать достижения науки, такие как пренатальная диагностика, как рекомендации к абортам. Перемены в мышлении такого типа должны начинаться с изменения нашего языка. Слово «глухой» надо заменить словом «неслышащий», потому что мы употребляем это слово и в отношении слышащего, но черствого к чужым нуждам, человека, аналогично и слово «слепой» должно быть заменено словом «незрячий». Слово «инвалид» означает «не ценный» поэтому гораздо лучше такое выражение, как «человек со специальными нуждами», а в контексте христианской культуры «инакоодаренный».

Когда мы говорим  о работе с детьми-инвалидами, мы имеем в виду восстановление ребенка в правах на социальное наследование, то есть на наследование культурно-исторического опыта человечества. Социальное наследование, которое и является специфически человеческим типом наследования, у любого ребенка всегда осуществляется только средствами и в сфере образования, то есть в социуме. Возвращение такого человека, со специальными нуждами в наше общество, а не отделение его от нас и есть восстановление полноты Тела Церкви.

Люди, которые занимаются с инвалидами, умственно отсталыми и другими категориями «трудных» «имеющих специальные нужды» людей, безусловно, несут высокую миссию, помогая им «стать людьми», но разве не более высокую миссию несут те вторые, ведь они помогают первым стать христианами. То есть мы вправе говорить об «особом служении» инвалидов, служение равном миссии Христа, об их особом посланничестве в наш мир, апостольстве, которое выпало на их хрупкие плечи.

Один неслышащий христианин как-то сказал, что ему помогло укрепить свои духовные силы слово Божие, то место где говориться: «познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8,32)». Так вот истина для него не в том, что один слышит, а другой – нет, а в том, что Господь любит всех одинаково. Эта истина освободила его от многочисленных терзаний и бесконечных претензий к Богу и людям. Для нас тоже есть истина, способная освободить нас от индивидуализма и ксенофобного неприятия другого эта истина в словах Писания: вместе «вы – тело Христово, а порознь – члены» (1Кор12,27).

 

Comments are closed.

Marquee Powered By Know How Media.
coating on vantin business plans templates free 150mg serophene typing paper online research paper on advertisement design and control issues in qualitative case study research online thesis binding services 2.5mg nexium canadian buy glucovance online fast delivery example persuasive essay excel no prescription canada pay someone to write a history essay cheap sumycin prescription without where to order voveran sr get without prescription writing a creative essay cheap enalapril i need help with 5th grade math homework thesis about accounting technology where to purchase vigrx gold tablets phd thesis police road traffic accidents alpert ed advanced pack where to buy analytical essay on a raisin in the sun tegopen for sale canada acheter anaspan suisse homework help gummy shark buying Ceftin online no prescription free shipping Ceftin no prescriptions - McKinney ccea biology as coursework fempro buy us bupropion with diabetes monster cv writing service do my homework yahoo answers vitamin c ascorbic miscarriage buy sinequan online in great britain brand name roxythromycin no prescription generic Allegra no prescription 1mg avodart no prescription 50 mg himplasia cheap homework help centers nolvadex generic drug prolonging life of dog with cancer lancia thesis for sale italy a math homework helper pros and cons essay about the death penalty biology 20 homework help get voltarol prescription without essay written in spanish acquisto uniphyl cr italia rental application letter from employer similarities between islam and judaism essay essay on kindness is always rewarded buy motrin using paypal geodon no prescription paragraph and essay writing technology is a major problem in society essay viagra caps billig kaufen does imitrex affect sperm count diabecon 30 mg sales 20 mg relafen pct an essay on criticism by pope analysis speech for father of the groom glucovance uk paroxetine hcl and paroxetine difference best place to buy prevacid technical resume writing top three dog health insurance plans buy feldene online with fast shipping furoxone sin receta rheumatoid arthritis support custom battery lithium polymer importance of life essay american geodon distributors 100 mg maxalt online no prescription cardizem for sale online sweetcheeks buy pulmolan in singapore cat scratch fever treatment augmentin plendil over the counter 24 7 pharmacy buy zanaflex usa research paper citation 100 mg capoten online no prescription cheap evecare buy with an e check brand decadron the signet book of american essays 20 mg orlistat pct roxythromycin generic cost without insurance toprol xl via mail order buy crestor online safely buy Sustiva usa micronase online pharmacy usa cancer and cosmetics inland empire motorcycle coalition cancer resume for school teacher job homework help forums crusades essay disengaging essay thesis for louisiana purchase acheter minomycin sans ordonnance writing your dissertation acknowledgement schizophrenia thesis statement purchase keftab cheap medication is there anyone who can do my essay for me discount theo-24 sr reasonably priced without a prescription buy avandia 150mg in usa custom term papers and essays are generic indocin good the iceberg hermit novel lesson plans speech disorder thesis professional personal essay writers order effexor xr without prescription how to write the sentence safe buy motilium without prescription buying Fosamax online resume download free agulan se free resume template 2015 shallaki results safe buy cialis jelly no prescription free shipping abreva cold sore treatment directions aerial surveillance thesis keogh retirement plan extra super lovevitra via mail order 10mg anacin where to buy detrol past essay prompts sat trimecor mr billig gantt chart sample for thesis essay exapmples oral herpes to genital herpes transmission buy lumigan drop in singapore continuous writing essay money thesis research methodology case study structure of an discussion essay buy stazex vancouver best prices for lasix utep mfa creative writing online resume sample for sales manager where to purchase female cialis where can i purchase anacin get without a prescription steps to essay writing trustmark critical illness cancer how can i get betapace in acheter isordil best source for discount micardis what is seroquel dosage introduction in a dissertation error analysis in essay writing 200 mg os astelin in india pletal shipping overseas where to purchase cefaclor professional resume writing service albany ny 3 day ship topra dissertation filiation succession how to order reosto tablets best buy cardura reasonably priced without a prescription get cheap forzest reasonably priced without a prescription when did prostate cancer occur buy propecia online with paypal where can i purchase ketorol online without prescription best resume writing services nj dallas acheter du Suminat sur internet Suminat results - Fontana michael de montaigne essays uk ilosone buying Mellaril online vigrx gold retard uk sale super p-force online fast deliverey order liv.52 drops free shipping motilium price without insurance wordsworth's preface to the lyrical ballads essay avodart usa bestellen someone to do my assignment 20mg fludac india high blood pressure despite medications buy cialis jelly without prescription availability blue essay booklets decorative grape trellis diy plans basic antabuse online reviews acheter cystone sur lyon 64 cardizem precios online sell aristocort free shipping 100mg clarinex tablets from india bj pinchbeck homework help brand purinethol brilliant essay writers detrol paypal essay addiction television five easy pieces essay steps for writing essay how can i order lamprene without rx passive smoke cancer writing introduction essay lesson plan fountain head essay gladiator essay questions individuals can do nothing to change society ielts essay reflective essay of a student teacher doktorarbeit hilfe provigil 50mg turns the lights on biography scrapbook book report where can i purchase uroxatral cheap no script phd thesis book 100mg retin-a price clarinex billig can you take augmentin with dairy cleocin gel with no rx 100 mg extra super tadadel