Хотим познакомить вас с уникальным опытом коллег из петербургской организации «Перспективы». Наш Фонд действует при больнице, «Перспективы» тоже долгое время работали с определённым кругом учреждений. О том, чего можно добиться, какую модель создать, как организовать сотрудничество мы попросили рассказать Марию Ирмовну Островскую, директора Петербургской Благотворительной Общественной Организации «Перспективы».

Островская: Добрый день, коллеги! Я работала много лет в психиатрической больнице и ушла оттуда с ощущением поражения, чувством, что я ничего не могу изменить в системе, с которой я глубоко не согласна. Несколько лет спустя я вернулась туда уже в качестве руководителя общественной организации «Перспективы», которая была зарегистрирована в 1998-м году, и могу сказать, что сейчас у меня есть ощущение, что мы многое можем изменить. И это опыт, которым мне хочется сегодня с вами поделиться.

«Перспективы» – благотворительная общественная организация. Наша целевая группа – дети, которым нельзя помочь конструктивно. Их нельзя вылечить. Это последствия, и, как правило, очень тяжёлые, врождённых нарушений. Такие дети находятся в детских домах для детей с тяжёлой умственной отсталостью, это так называемые «лежачие дети» и дети с множественными нарушениями. Мы, в частности, работаем, где находятся так называемые «лежачие дети». Они бы «лежачими» не были, если бы у них были коляски.

Когда этим детям становится 18 лет, их переводят в интернат для взрослых. В современной действительности такие дети, как правило, за редчайшим исключением, не выходят в обычную жизнь, а проводят в интернате всю оставшуюся жизнь. Семьи с детьми с тяжёлой инвалидностью обречены либо стать героями, либо отдать ребёнка в интернат. Героями могут стать не все, поэтому такие семьи нуждаются в очень серьёзной поддержке, и тогда ребёнок сможет остаться дома. Это наше третье направление деятельности. Сразу скажу, что у нас есть два центра дневного пребывания для детей, которых не берут в школу, и для взрослых, которые находятся дома в изоляции. И есть программа кризисной помощи таким семьям, включающей очень широкий спектр услуг и даже материальную помощь. Кроме того, у нас есть гостевой дом, где ребёнка с тяжёлой инвалидностью и даже взрослого можно оставить на пару недель или дольше, если матери или семье нужна передышка. Кроме того, мы работаем с государственным учреждением.

Я остановлюсь на детском доме-интернате. Это огромный интернат. Некоторое время назад он был самым большим в России, в нем воспитывались 600 детей в 4-х корпусах. В нем 6 групп милосердия. Там находятся 200 детей с тяжелейшей инвалидностью, с которыми как раз работает наша организация. Не со всем детским домом, но с этими двумястами детьми. Когда мы начали в 1995 году, будучи ещё не зарегистрированной организацией, дети лежали на клеёнках, раздетые в нижней части тела – для упрощения ухода. У них не было колясок, их кормили прямо на кроватях, они никогда не покидали комнату, никогда не выходили на улицу. Приблизительно раз в неделю их носили в ванную комнату помыть довольно быстро, потому что в группе было 15 детей на одну санитарку.

У детей была очень тяжёлая сенсорная депривация. Вы знаете, наверное, когда дети сами себя стимулируют разнообразными способами, в частности, давят на глазные яблоки, чтобы вызвать звёздочки в глазах, то есть вызывают какие-то сенсорные ощущения доступными им методами. И всё это, как правило, персонал относит к нарушениям, связанным с самой болезнью, а на самом деле это – синдромы депривации и госпитализма.

Первые волонтёры пришли в детский дом, и дети смогли выйти на улицу. Вот, например, один мальчик, который увидел на улице самолёт в небе, сказал: «Так всегда на потолке?» Никакого опыта внешней среды у детей не было.

Волонтёры стали замещать в жизни детей отсутствие близкого человека. Я исключаю санитаров, потому что в обязанности санитаров входила главным образом гигиена, а не воспитание ребёнка. Волонтёры старались компенсировать отсутствие близкого человека в жизни ребёнка. Они с ним играли, гуляли, общались, брали их на руки и т.п.

Потом постепенно мы стали включать в работу профессионалов.

И в 1999-м году мы открыли малую школу без лицензии, потому что дети не получали образования, так что мы начали как могли. Мы пригласили педагогов-дефектологов и начали процесс обучения детей. Он происходил в основном в игровой форме. Вот Юрий Кузнецов нам замечательно рассказывал о том, что дети видят только приготовленную пищу, не имея ни малейшего представления о том, как этот процесс происходит. Мы старались компенсировать это и вовлекать их в приготовление еды. И в 2000-м году мы еще открыли детский сад, прямо внутри учреждения, это было буквально в соседней комнате, но ребёнок покидал утром помещение, где он ночевал и мог отправиться в другое помещение, где с ним играли.

Сейчас мы большая организация. Нас 140 сотрудников, 60 волонтёров, которые работают 5 дней в неделю, и большое число, так называемых, воскресных волонтёров, приходящих на пару-тройку часов, тоже около 100 человек. Мы работали внутри интернатного учреждения и на протяжении 15 лет работы не заметили практически никаких изменений. Мы старались возмещать дефициты учреждения, мы пытались обучать персонал там, где было возможно, и где на это был запрос. Но в реальности волонтёры как чистили зубы детям, а персонал не чистил, так это продолжается до сих пор. Как кормили детей, лёжа в кровати, так и кормят лёжа в кровати по сию пору. В какой-то момент мы поняли, что так нельзя, и нам пришлось стать очень вредной организацией, которая пишет, жалуется, призывает уполномоченных по всяким правам. И в последние два года в Петербурге произошло много изменений. И главное, о чём я хотела сказать и на чём я хотела остановиться, это то, что дети перестали быть собесовскими детьми. Какова была модель на протяжении многих лет? И медицинские услуги, и образовательные услуги предоставлялись детям самим учреждением. Конечно, в некоторых учреждениях были какие-то медицинские лицензии на отдельные виды деятельности. Образовательной же лицензии, как правило, не было. Они, как могли, детей учили, как могли – лечили.

Нам рассказывали о бригадах врачей, которые выезжают в интернаты. Было сформулировано, что там некому заниматься реальным обследованием детей или, скажем, их сопровождением в процессе сложных медицинских вмешательств, а также восстановлением и реабилитацией. Это действительно большая проблема. Нормальное её решение нашли в европейских странах. Т.е. дом – это место жизни ребёнка, где должны быть сформированы условия максимально приближенные к семейным, а лечить детей и оказывать им реабилитационные медицинские услуги должны медицинские учреждения. Образование же должно вестись образовательными учреждениями. Т.е. дети должны из дома выезжать в школу, а если это невозможно, то к ним должны на дом приходить, т.е. в детский дом, учителя. Массаж и прочее также должны осуществлять медицинские учреждения. Они же должны проводить серьезную диспансеризацию детей, обследования, всё это должно быть поставлено на регулярную основу. До этого нам довольно далеко в Петербурге, хотя мы к этому стремимся. «Перспективы» входят в различные рабочие группы по реформированию интернатов, где обсуждаются два ключевых вопроса:

- как выстроить межведомственное взаимодействие в заботе о детях, живущих в социальных интернатах,

- как сделать так, чтобы дети вообще туда не попадали, или как их оттуда вывезти.

Я напомню, что мы говорим о детях с очень тяжёлой инвалидностью, которых не так легко отдать на усыновление. Приёмные семьи их не берут, потому что это героизм и поддержки настолько мало сейчас такой семье, что, в общем, взять ребёнка из интерната – это (скажем так) почти неразумный поступок или, по крайней мере, нужно целиком посвятить свою жизнь только этому ребёнку.

Ещё один вопрос, который обсуждается на всех межведомственных совещаниях с участием общественных организаций – как дать столько поддержки семье с ребёнком с тяжёлой инвалидностью, чтобы он вообще в интернате не оказался.

Что сейчас произошло в Петербурге? Удалось добиться совершенно фантастического процесса, а именно: все дети из социальных интернатов школьного возраста зачислены в школу. Этот процесс начался в прошлом году. Утром из нашего интерната 77 детей, из которых 17 на колясках, грузятся в автобусы и едут на 6 образовательных площадок, чтобы получать образование. И, в отличие от моих собственных детей, которые ненавидят школу и радуются каникулам, у этих детей всё наоборот. Каникулы – это огромное горе, а школа – великая радость.

Этот процесс безумно сложен организационно, он связан с огромной транспортной проблемой, с проблемой квалификации учителей для того, чтобы учить детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью. Программы для обучения таких детей практически отсутствуют, форматы образовательные не подходят детям, урочное планирование не годится, нужно учить их по индивидуальным программам, даже если это класс. В общем, много сложностей. Я очень рада буду через пару лет рассказать, как это всё решено и как это всё отлажено, сейчас это, конечно, несколько хаотично, но, во всяком случае, движение началось и вот об этом мне хотелось вам сообщить.

С медициной хуже, скажу сразу. Я, конечно, очень рада  слышать и знать о существовании таких программ, как «Ты – не один!». У нас не такие масштабы, но тоже на протяжении 15 лет мы занимались сопровождением детей из интернатов в тяжёлых операциях, онкологических заболеваниях, длительных химиотерапий и т.д. Но это всё, конечно, капля в море. Пока у нас в этом процессе очень скромные успехи.

Что делает общественная организация внутри учреждения, стоит об этом рассказать. Я считаю, что государство не должно самостоятельно решать в одиночку этот вопрос и что общество должно включаться, что совершенно естественно. Общественные организации обладают гораздо большей свободой и гибкостью, гораздо быстрее могут перестраиваться и реагировать на потребности детей. Но это не так просто.

Вот сейчас я расскажу о возможных взаимодействиях. Правовая основа взаимодействия – договор. У нас заключены договоры с комитетом по социальной политике, вместе с нами разработан репрессивный в отношении общественных организаций, но всё-таки работающий договор о сотрудничестве между общественной организацией и государственным социальным учреждением, как для детей, так и для взрослых. В этом договоре очень тщательно прописаны границы ответственности, регламенты, механизмы информирования, контроля и т.д.

Какая философия сотрудничества нам предлагалась? Предлагалось, как здесь уже было сказано, стать подразделением интерната, но только на внебюджетные средства. Т.е. подчиняться руководству интерната, выполнять распоряжения руководства интерната и собирать средства на то, на что считает необходимым руководитель интерната. Как правило, это были ремонты. Мы же считали, что от этого жизнь ребёнка зависит в меньшей степени, чем от числа и профессионализма взрослых, которые с ним работают. И поэтому у нас были большие разногласия. Мы отстаивали право самоопределения, которое записано в законе о благотворительных организациях, право самим ставить задачи и самим собирать средства на те цели, которые мы сами себе ставим.

Вот на то, чтобы это право отвоевать, ушло полтора года. Философия сотрудничества такова, что независимые партнеры договариваются о целях и способе взаимодействия. Кроме того, каждый из них несёт свою долю ответственности. Самым тяжёлым вопросом был вопрос ответственности, потому что годами нам говорилось: «Вот вы тут с детьми играете, вы тут с ними занимаетесь, а никакой ответственности не несёте, а несёт ответственность опекун и поэтому он всё и должен решать». Но мы не оспариваем права, которые есть у интернатов по закону, а именно права опекуна в отношении детей. Когда родители или опекун отдают ребёнка в школу или в больницу, понятно, что ответственность за жизнь и здоровье ребёнка переходит к школе или больнице, она не остается на опекуне, правда? Так же точно, если это не государственная организация, если ребёнок отдан на занятие в общественную организацию, то ответственность несут сотрудники общественной организации. Сейчас это прописано в договоре, что мы несём полную ответственность за жизнь и здоровье детей в период, когда мы с ними занимаемся и за все действия своих сотрудников в отношении них.

Теперь вопрос о свободе и правилах, об их балансе. У общественной организации много свободы и самоопределения, поэтому в ней работают молодые люди, очень мотивированные. В то же время мы работаем внутри государственного учреждения, у которого очень жёсткие нормы, нормативы, правила, и определить, какие правила обязательны для работающих внутри организации, а какие – относятся только к государственному учреждению и не затрагивают деятельности общественной организации, очень сложный процесс.

Конечно, мы должны соблюдать все санитарные, пожарные и прочие нормативы, действующие в государственном учреждении. И естественно, все наши сотрудники имеют санитарные книжки, такие же, как сотрудники учреждения, и знают «назубок» все инструкции, которые существуют по санитарным нормам. Но это не значит, что мы не можем ставить задачи развития ребёнка, которые не входят в регламент для учреждения, в котором мы работаем.

У нас ежедневно в интернат приходит около 30 молодых людей на целый рабочий день, которые с детьми гуляют, помогают  мыть, чистят зубы, усаживают на горшки, моют попы, если санитарка не успевает, учат детей есть самостоятельно и всячески стараются их социализировать и играть с ними.

Встает вопрос о контроле. Кто вообще кого контролирует в этой системе. Понятно, что это то, что называется взаимный контроль, т.е. я хочу сказать, что и нашу организацию очень жёстко контролируют волонтёры и интернат. Т.е. волонтёры – это форма общественного контроля, о которой сейчас столько говорится, и должен быть принят закон об общественном контроле над деятельностью детских учреждений.

И в то же время, учреждение контролирует деятельность волонтёров. И получается как бы двойной контур контроля, который создаёт действительно очень высокую надёжность и безопасность в положении ребёнка.

Портрет волонтёра изменился за 15 лет. Ребятам нужно гораздо меньше объяснять, что такое волонтёр, потому что это стало довольно привычным в обществе. Я буду говорить о самых интересных волонтёрах, которые проходят так называемые добровольные социальные годы: 40 часов в неделю, каждый день они только работают с детьми, получают компенсацию расходов, чтобы мочь выжить в этот год и ничем больше не заниматься. Эта традиция в европейских странах давно существует, у нас такая возможность возникла год назад: законодательно выплачивать им компенсацию. Такие волонтёры есть двух типов. Одни, в основном, студенты заочных и вечерних профильных вузов, психологи, педагоги, специалисты по адаптивной физкультуре, за этот год имеют возможность разобраться, хотят ли они вообще заниматься этим делом и по-настоящему начинают понимать ребёнка, потому что они очень близки к нему, как родственники.

Вторая группа – тоже, как правило, молодежь, но это не профильные волонтёры, это журналисты, финансисты, юристы, большей частью уже закончившие вузы люди, но иногда и студенты. Как правило, это люди, которые пришли к нам за поиском смысла, и они блестяще работают с детьми, и многие из них потом остаются в нашей организации и работают уже в других ролях.

Наш закон об альтернативной службе такой, что мы не можем использовать эту группу. Это очень перспективное направление, но в наших законодательных условиях очень оно пока плохо работает.

 

 

Comments are closed.

Marquee Powered By Know How Media.
rights and duties of citizens essay 10 ovral 2 free buy discount ed soft medium pack online get cheap somna-ritz forte online titles for an essay best source for discount nolvadex comparative analysis essay literature essay on importance of english amazon book writing service honor in the iliad essays cheap Ashwafera resume for medical school application achat de combipres quebec cialis plux dapoxetine online ordering structure of a business studies essay careprost drop order low price geodon without a prescription download a cv template buy cheap amaryl from canadian pharmacy belonging essay texts a donde conpro minomycin 500mg sinequan no prescription best price on male sexual tonic coupon enablex tablets buy pentasa from india write my term papers never ending thesis buy Combivir australia why homework help deficiancies of vitamins history essays for sale rivers homework help river thames levofloxacin meningococcus sell norvasc generic without a prescription zocor without rx or shipping signer buy alertec australia frankenstein ethics essay 20mg monopril india buy essays online yahoo answers wellbutrin and gastric bypass workplace safety research paper maxalt for humans for sale best prices on generic glucotrol 1mg cataflam buy cheap eskalith from canadian pharmacy free totally free home addition plans help with personal essay for college what tense do i write an essay in peer review form how can i order black ant king cheap no script best place to buy orlistat cephalexin no rx india buy antibiotic avelox 100mg generic eskalith 200 mg generic suaron pills art lesson plan color resume for someone still in college where to buy zagam for sale without a prescription 100 mg furadantin how to make a resume for a first job example cancer direct assistance sale crestor no prescription no fees buy eldepryl online in singapore medical facility deling with lung cancer world history ap essay help resume for 14 year old olzap buy uk Somna-Ritz Forte generika kaufen 36 hour Somna-Ritz Forte side effects - Detroit silver fox results resume building service teel essay structure where to buy coreg medication buy where to buy caverta tabs proscar tricor for sale essay on why go to university apa formatting template college application essay help online service safe buy anaspan pills without a prescription essay numbers written vitamin c and colds text stalins five year plan acheter reosto canada how to buy oxytrol tablets online college entrance essay writer buy cheap micronase online buy vitamin b12 for sale without a prescription a natural cycrin organ donation arguments essay dri uk custom essay cheap nolvadex ordering without prescription internal vitamin a writers for hire uk best mfa creative writing programs 2015 how to submit a manuscript how to review a review ansaid in singapore where can i buy penis growth pills buy online without dr approval where can i purchase luvox purchase without prescription get coversyl prescription without buying online nootrop-piracetam without prescription help with write a dissertation 2 weeks bullying speeches persuasive acheter voltarol dollar canadien buy super p-force with mastercard imuran enzyme test resume for person with no work experience northwestern unique qualities essay adult onset diabetes symptoms naprelan shipping overseas lisinocor h buy us wind spinning chimney caps college level introductory paragraph when is the best time to do my homework essays written by wendell berry 25mg naprelan onlinesale paxil from india 365 pills astelin order discount Theo24 Sr online 326 best poppers english royal seller buy best price biloba-ritz online masters degree programs no thesis a read essay discount levitra professional purchase acquisto zestoretic con mastercard ansaid overnight delivery 30 day premarin paypal anxiety attack blood pressure 24 hour delivery aquanorm from canada paying someone to write your dissertation buying online clomid online biology homework help websites cheap cialis jelly online no prescription free shipping where can i buy azimac buy online without dr approval generic ditropan xl online accupril therapeutic class writing online help documentation 40 mg provera dosage spelman college application abana without a doctor essay writing service social work essay about mom 20 mg enalapril h best price bibliography of bibliographies cheap cialis super active buy with an e check buy discount accupril online buy poppers colt fuel in europe comment faire une dissertation en philosophie creative writing classes san francisco bay area discount retrovir buy online without dr approval purchase rocaltrol without prescription best education speech buy precose online in singapore 24 hour ed medium pack delivery homework helper tumblr voltaren schmerzgel forte 23 2mgg ethics case study child abuse thesis on hospital waste management in india cheap alesse mail order without prescription write thesis proposal research brand name zyban canada best buy relafen online pay by visa example of composition letter purchase reosto no prescription no fees tablet Crestor zantac laryngospasm work plan ocdc case control studies vs cohort studies treat cold sores face antabuse generic drug a better resume writing service expository essay samples for middle school Menosan 400mg from canada buy Menosan online in nz - West Jordan kill cancer cells on contact how can i get compazine tablets online yasmin restaurant indien buy kemadrin online in usa thesis newspaper skin achat lopid fitzer peo purchase online cheapest cleocin free shipping post caps for 4x4 posts allegra d 24 hr side effects college application essays for medical school how to write my name in arabic letters novartis pharmaceuticals thyroid generic ingredients calcium carbonate canadian pharcharmy online dissertation topics finance 3-5 page research paper buy glucotrol online safely Desyrel online reviews Desyrel 20mg bestellen rezeptfrei - Worcester where to order provera get without prescription brand zyrtec us pharmacy custom essay and dissertation writing service it used dune essay themes brand trileptal pills best buy diamox no prior prescription acheter du flomax steps to choosing a career research paper good funny speech topics types of paper writing styles prograf 15mg price uk 60 mg liv.52 from canada