Хотим познакомить вас с уникальным опытом коллег из петербургской организации «Перспективы». Наш Фонд действует при больнице, «Перспективы» тоже долгое время работали с определённым кругом учреждений. О том, чего можно добиться, какую модель создать, как организовать сотрудничество мы попросили рассказать Марию Ирмовну Островскую, директора Петербургской Благотворительной Общественной Организации «Перспективы».

Островская: Добрый день, коллеги! Я работала много лет в психиатрической больнице и ушла оттуда с ощущением поражения, чувством, что я ничего не могу изменить в системе, с которой я глубоко не согласна. Несколько лет спустя я вернулась туда уже в качестве руководителя общественной организации «Перспективы», которая была зарегистрирована в 1998-м году, и могу сказать, что сейчас у меня есть ощущение, что мы многое можем изменить. И это опыт, которым мне хочется сегодня с вами поделиться.

«Перспективы» – благотворительная общественная организация. Наша целевая группа – дети, которым нельзя помочь конструктивно. Их нельзя вылечить. Это последствия, и, как правило, очень тяжёлые, врождённых нарушений. Такие дети находятся в детских домах для детей с тяжёлой умственной отсталостью, это так называемые «лежачие дети» и дети с множественными нарушениями. Мы, в частности, работаем, где находятся так называемые «лежачие дети». Они бы «лежачими» не были, если бы у них были коляски.

Когда этим детям становится 18 лет, их переводят в интернат для взрослых. В современной действительности такие дети, как правило, за редчайшим исключением, не выходят в обычную жизнь, а проводят в интернате всю оставшуюся жизнь. Семьи с детьми с тяжёлой инвалидностью обречены либо стать героями, либо отдать ребёнка в интернат. Героями могут стать не все, поэтому такие семьи нуждаются в очень серьёзной поддержке, и тогда ребёнок сможет остаться дома. Это наше третье направление деятельности. Сразу скажу, что у нас есть два центра дневного пребывания для детей, которых не берут в школу, и для взрослых, которые находятся дома в изоляции. И есть программа кризисной помощи таким семьям, включающей очень широкий спектр услуг и даже материальную помощь. Кроме того, у нас есть гостевой дом, где ребёнка с тяжёлой инвалидностью и даже взрослого можно оставить на пару недель или дольше, если матери или семье нужна передышка. Кроме того, мы работаем с государственным учреждением.

Я остановлюсь на детском доме-интернате. Это огромный интернат. Некоторое время назад он был самым большим в России, в нем воспитывались 600 детей в 4-х корпусах. В нем 6 групп милосердия. Там находятся 200 детей с тяжелейшей инвалидностью, с которыми как раз работает наша организация. Не со всем детским домом, но с этими двумястами детьми. Когда мы начали в 1995 году, будучи ещё не зарегистрированной организацией, дети лежали на клеёнках, раздетые в нижней части тела – для упрощения ухода. У них не было колясок, их кормили прямо на кроватях, они никогда не покидали комнату, никогда не выходили на улицу. Приблизительно раз в неделю их носили в ванную комнату помыть довольно быстро, потому что в группе было 15 детей на одну санитарку.

У детей была очень тяжёлая сенсорная депривация. Вы знаете, наверное, когда дети сами себя стимулируют разнообразными способами, в частности, давят на глазные яблоки, чтобы вызвать звёздочки в глазах, то есть вызывают какие-то сенсорные ощущения доступными им методами. И всё это, как правило, персонал относит к нарушениям, связанным с самой болезнью, а на самом деле это – синдромы депривации и госпитализма.

Первые волонтёры пришли в детский дом, и дети смогли выйти на улицу. Вот, например, один мальчик, который увидел на улице самолёт в небе, сказал: «Так всегда на потолке?» Никакого опыта внешней среды у детей не было.

Волонтёры стали замещать в жизни детей отсутствие близкого человека. Я исключаю санитаров, потому что в обязанности санитаров входила главным образом гигиена, а не воспитание ребёнка. Волонтёры старались компенсировать отсутствие близкого человека в жизни ребёнка. Они с ним играли, гуляли, общались, брали их на руки и т.п.

Потом постепенно мы стали включать в работу профессионалов.

И в 1999-м году мы открыли малую школу без лицензии, потому что дети не получали образования, так что мы начали как могли. Мы пригласили педагогов-дефектологов и начали процесс обучения детей. Он происходил в основном в игровой форме. Вот Юрий Кузнецов нам замечательно рассказывал о том, что дети видят только приготовленную пищу, не имея ни малейшего представления о том, как этот процесс происходит. Мы старались компенсировать это и вовлекать их в приготовление еды. И в 2000-м году мы еще открыли детский сад, прямо внутри учреждения, это было буквально в соседней комнате, но ребёнок покидал утром помещение, где он ночевал и мог отправиться в другое помещение, где с ним играли.

Сейчас мы большая организация. Нас 140 сотрудников, 60 волонтёров, которые работают 5 дней в неделю, и большое число, так называемых, воскресных волонтёров, приходящих на пару-тройку часов, тоже около 100 человек. Мы работали внутри интернатного учреждения и на протяжении 15 лет работы не заметили практически никаких изменений. Мы старались возмещать дефициты учреждения, мы пытались обучать персонал там, где было возможно, и где на это был запрос. Но в реальности волонтёры как чистили зубы детям, а персонал не чистил, так это продолжается до сих пор. Как кормили детей, лёжа в кровати, так и кормят лёжа в кровати по сию пору. В какой-то момент мы поняли, что так нельзя, и нам пришлось стать очень вредной организацией, которая пишет, жалуется, призывает уполномоченных по всяким правам. И в последние два года в Петербурге произошло много изменений. И главное, о чём я хотела сказать и на чём я хотела остановиться, это то, что дети перестали быть собесовскими детьми. Какова была модель на протяжении многих лет? И медицинские услуги, и образовательные услуги предоставлялись детям самим учреждением. Конечно, в некоторых учреждениях были какие-то медицинские лицензии на отдельные виды деятельности. Образовательной же лицензии, как правило, не было. Они, как могли, детей учили, как могли – лечили.

Нам рассказывали о бригадах врачей, которые выезжают в интернаты. Было сформулировано, что там некому заниматься реальным обследованием детей или, скажем, их сопровождением в процессе сложных медицинских вмешательств, а также восстановлением и реабилитацией. Это действительно большая проблема. Нормальное её решение нашли в европейских странах. Т.е. дом – это место жизни ребёнка, где должны быть сформированы условия максимально приближенные к семейным, а лечить детей и оказывать им реабилитационные медицинские услуги должны медицинские учреждения. Образование же должно вестись образовательными учреждениями. Т.е. дети должны из дома выезжать в школу, а если это невозможно, то к ним должны на дом приходить, т.е. в детский дом, учителя. Массаж и прочее также должны осуществлять медицинские учреждения. Они же должны проводить серьезную диспансеризацию детей, обследования, всё это должно быть поставлено на регулярную основу. До этого нам довольно далеко в Петербурге, хотя мы к этому стремимся. «Перспективы» входят в различные рабочие группы по реформированию интернатов, где обсуждаются два ключевых вопроса:

- как выстроить межведомственное взаимодействие в заботе о детях, живущих в социальных интернатах,

- как сделать так, чтобы дети вообще туда не попадали, или как их оттуда вывезти.

Я напомню, что мы говорим о детях с очень тяжёлой инвалидностью, которых не так легко отдать на усыновление. Приёмные семьи их не берут, потому что это героизм и поддержки настолько мало сейчас такой семье, что, в общем, взять ребёнка из интерната – это (скажем так) почти неразумный поступок или, по крайней мере, нужно целиком посвятить свою жизнь только этому ребёнку.

Ещё один вопрос, который обсуждается на всех межведомственных совещаниях с участием общественных организаций – как дать столько поддержки семье с ребёнком с тяжёлой инвалидностью, чтобы он вообще в интернате не оказался.

Что сейчас произошло в Петербурге? Удалось добиться совершенно фантастического процесса, а именно: все дети из социальных интернатов школьного возраста зачислены в школу. Этот процесс начался в прошлом году. Утром из нашего интерната 77 детей, из которых 17 на колясках, грузятся в автобусы и едут на 6 образовательных площадок, чтобы получать образование. И, в отличие от моих собственных детей, которые ненавидят школу и радуются каникулам, у этих детей всё наоборот. Каникулы – это огромное горе, а школа – великая радость.

Этот процесс безумно сложен организационно, он связан с огромной транспортной проблемой, с проблемой квалификации учителей для того, чтобы учить детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью. Программы для обучения таких детей практически отсутствуют, форматы образовательные не подходят детям, урочное планирование не годится, нужно учить их по индивидуальным программам, даже если это класс. В общем, много сложностей. Я очень рада буду через пару лет рассказать, как это всё решено и как это всё отлажено, сейчас это, конечно, несколько хаотично, но, во всяком случае, движение началось и вот об этом мне хотелось вам сообщить.

С медициной хуже, скажу сразу. Я, конечно, очень рада  слышать и знать о существовании таких программ, как «Ты – не один!». У нас не такие масштабы, но тоже на протяжении 15 лет мы занимались сопровождением детей из интернатов в тяжёлых операциях, онкологических заболеваниях, длительных химиотерапий и т.д. Но это всё, конечно, капля в море. Пока у нас в этом процессе очень скромные успехи.

Что делает общественная организация внутри учреждения, стоит об этом рассказать. Я считаю, что государство не должно самостоятельно решать в одиночку этот вопрос и что общество должно включаться, что совершенно естественно. Общественные организации обладают гораздо большей свободой и гибкостью, гораздо быстрее могут перестраиваться и реагировать на потребности детей. Но это не так просто.

Вот сейчас я расскажу о возможных взаимодействиях. Правовая основа взаимодействия – договор. У нас заключены договоры с комитетом по социальной политике, вместе с нами разработан репрессивный в отношении общественных организаций, но всё-таки работающий договор о сотрудничестве между общественной организацией и государственным социальным учреждением, как для детей, так и для взрослых. В этом договоре очень тщательно прописаны границы ответственности, регламенты, механизмы информирования, контроля и т.д.

Какая философия сотрудничества нам предлагалась? Предлагалось, как здесь уже было сказано, стать подразделением интерната, но только на внебюджетные средства. Т.е. подчиняться руководству интерната, выполнять распоряжения руководства интерната и собирать средства на то, на что считает необходимым руководитель интерната. Как правило, это были ремонты. Мы же считали, что от этого жизнь ребёнка зависит в меньшей степени, чем от числа и профессионализма взрослых, которые с ним работают. И поэтому у нас были большие разногласия. Мы отстаивали право самоопределения, которое записано в законе о благотворительных организациях, право самим ставить задачи и самим собирать средства на те цели, которые мы сами себе ставим.

Вот на то, чтобы это право отвоевать, ушло полтора года. Философия сотрудничества такова, что независимые партнеры договариваются о целях и способе взаимодействия. Кроме того, каждый из них несёт свою долю ответственности. Самым тяжёлым вопросом был вопрос ответственности, потому что годами нам говорилось: «Вот вы тут с детьми играете, вы тут с ними занимаетесь, а никакой ответственности не несёте, а несёт ответственность опекун и поэтому он всё и должен решать». Но мы не оспариваем права, которые есть у интернатов по закону, а именно права опекуна в отношении детей. Когда родители или опекун отдают ребёнка в школу или в больницу, понятно, что ответственность за жизнь и здоровье ребёнка переходит к школе или больнице, она не остается на опекуне, правда? Так же точно, если это не государственная организация, если ребёнок отдан на занятие в общественную организацию, то ответственность несут сотрудники общественной организации. Сейчас это прописано в договоре, что мы несём полную ответственность за жизнь и здоровье детей в период, когда мы с ними занимаемся и за все действия своих сотрудников в отношении них.

Теперь вопрос о свободе и правилах, об их балансе. У общественной организации много свободы и самоопределения, поэтому в ней работают молодые люди, очень мотивированные. В то же время мы работаем внутри государственного учреждения, у которого очень жёсткие нормы, нормативы, правила, и определить, какие правила обязательны для работающих внутри организации, а какие – относятся только к государственному учреждению и не затрагивают деятельности общественной организации, очень сложный процесс.

Конечно, мы должны соблюдать все санитарные, пожарные и прочие нормативы, действующие в государственном учреждении. И естественно, все наши сотрудники имеют санитарные книжки, такие же, как сотрудники учреждения, и знают «назубок» все инструкции, которые существуют по санитарным нормам. Но это не значит, что мы не можем ставить задачи развития ребёнка, которые не входят в регламент для учреждения, в котором мы работаем.

У нас ежедневно в интернат приходит около 30 молодых людей на целый рабочий день, которые с детьми гуляют, помогают  мыть, чистят зубы, усаживают на горшки, моют попы, если санитарка не успевает, учат детей есть самостоятельно и всячески стараются их социализировать и играть с ними.

Встает вопрос о контроле. Кто вообще кого контролирует в этой системе. Понятно, что это то, что называется взаимный контроль, т.е. я хочу сказать, что и нашу организацию очень жёстко контролируют волонтёры и интернат. Т.е. волонтёры – это форма общественного контроля, о которой сейчас столько говорится, и должен быть принят закон об общественном контроле над деятельностью детских учреждений.

И в то же время, учреждение контролирует деятельность волонтёров. И получается как бы двойной контур контроля, который создаёт действительно очень высокую надёжность и безопасность в положении ребёнка.

Портрет волонтёра изменился за 15 лет. Ребятам нужно гораздо меньше объяснять, что такое волонтёр, потому что это стало довольно привычным в обществе. Я буду говорить о самых интересных волонтёрах, которые проходят так называемые добровольные социальные годы: 40 часов в неделю, каждый день они только работают с детьми, получают компенсацию расходов, чтобы мочь выжить в этот год и ничем больше не заниматься. Эта традиция в европейских странах давно существует, у нас такая возможность возникла год назад: законодательно выплачивать им компенсацию. Такие волонтёры есть двух типов. Одни, в основном, студенты заочных и вечерних профильных вузов, психологи, педагоги, специалисты по адаптивной физкультуре, за этот год имеют возможность разобраться, хотят ли они вообще заниматься этим делом и по-настоящему начинают понимать ребёнка, потому что они очень близки к нему, как родственники.

Вторая группа – тоже, как правило, молодежь, но это не профильные волонтёры, это журналисты, финансисты, юристы, большей частью уже закончившие вузы люди, но иногда и студенты. Как правило, это люди, которые пришли к нам за поиском смысла, и они блестяще работают с детьми, и многие из них потом остаются в нашей организации и работают уже в других ролях.

Наш закон об альтернативной службе такой, что мы не можем использовать эту группу. Это очень перспективное направление, но в наших законодательных условиях очень оно пока плохо работает.

 

 

Comments are closed.

Marquee Powered By Know How Media.
zyvox food restrictions filipino essay writers and their works 200mg generic colospa homework help center library hire writers singapore resume writing service finance research articles buy copy dissertation is write my essay legit sell diovan hct cheap no script thesis personality brafix 200 mg symmetrel tablets help with data analysis colorado boulder essay help dissertation writing services malaysia top 10 anti thesis law and order cv writing service us galway university of michigan essay help poems for analysis essay cv writing services 3rd kings toybox woodworking plans can cardura cause erectile dysfunction young adult book reviews purchase dissertations online the heart is a lonely hunter essays custom paper plates canada writing essays services review penis growth pills india cheap dissertation writing services online tok essay help buy essay custom cover letter for sales job application custom essay services ltd business presentation examples powerpoint essay writers sign up kidney disorders radiation therapy research papers custom essay writers uk help with essays assignments annotated bibliography for sale plan a trip around the wo federalist papers help business ethics case study on mcdonalds cheap essays term papers write my paper contact cheap nolvadex free shipping resume writing service houston order cheap Confido online buying Confido online - Houston help with writing a resume and cover letter where can i find someone to write my term paper generic calan sr no prescription i need help with my homework now easy english essay writing definition of type 1 diabetes solving systems of equations lesson plans order naprosyn get without a prescription buy prevacid online in nz new homework help cheapest dissertation writing buy eldepryl online india homework help for help with grammar in a sentence donnie darko psychological disorder essay capoten for sale cheap paper writing sites write my paper for free no plagiarism help with writing a conclusion for key skills assignment buy aldactone no rx buy hand written research paper 36 hour finpecia without a precrisption job applications pdf best buy biography writing services super cheap auto business plan order term paper online rebetol order berlin carbamazepin critical essay on cheaper by the dozen teenage pregnancy in schools essay outline of bipolar disorder research paper mid term break essay help graduate admission essay help culinary school homework writing service write my essay for cheap culinary arts essay help do my chemistry assignment best resume writing services 2015 do my homework write my papers courtly love research paper live paper help discount code 120mg generic provera india 326 best keflex seller dissertation writing services us 100 mg stop smocking patch price walmart cpap use in asthma homework help albuquerque prograf kinderwunsch buy cheap evista cheap no rx 2.5mg poppers english royal online hire dissertation writers online florence nightingale homework help discount somna-ritz forte purchase cheap cv writing service Shuddha guggulu without prescription english help homework site primary homework help vikings buy lisinopril generic geodon fast Relafen no prescription buying eldepryl no prescription vigrx for men from canada no rx sale naprelan ordering without prescription buy custom thesis online good skills to put on a resume for sales exelon internships engineering dissertation help phd dissertation writing services vancouver cv format for job application download resume writing services durham nc i need help writing a speech for student council role as a teacher essay how to write a school leave application do you need a business plan to buy an existing business thesis writing service reviews how to write degree on resume ancient history homework help coversyl no description needed cover letter for medical liaison position best buy employee resume phd dissertation writing services ltd resume for mental health technician do my resume my computer self reflective essay for college relafen online visa help with laboratory report poppers english royal canada online best resume writing services nj brutus essay buy brand name ovral online canada cover letter for medical assistant instructor professional resume writing services in pune where can i order silvitra tab free shipping importance of chemistry in daily life essay write papers online for free essay writers jobs hclib homework help skelaxin online no prescription essay you cannot buy a friend with money photo essay eating disorders professional resume writing services frederick md do my uni assignment for me website to help with annotated bibliography write essay for me buy papers online cheap latest news on nexium aciphex order homework help differential discursive essays on eating disorders short essay on home sweet home effexor blood pressure 20 viagra professional tablets Zanaflex in singapore brand name Zanaflex no prescription persuasive essay starting sentence acheter du cardarone sur internet lesson plans middle school ugly duckling essay on personality disorders conjugaison de essayer au passe simple word order in essays get cheap enalapril online no prescription free shipping professional cv writing service essex cheap assignment help australia amoxil online paypal praxis essay help buy silvitra tab in los angeles 40 mg anaspan pills on line for sale drospirenone ethinyl estradiol overdose discover school homework helper brand cialis jelly online no prescription help with essay writing london skills for sales manager resume how to write your own letter of recommendation for medical school writing services ottawa cv writing service us toronto reputable paper writing companies mental disorders case studies rms homework helper introduction globalisation essays order thesis proposal clomid and prolonged menstrual periods free thesis writing help generic Xeloda no prescription nursing essay for sale buy essays review resume for mechanical engineering student human resource homework help meclizine and puffy berlin elimite science essay writing service discount somna-ritz online no membership free shipping customer review of paper writing sites homework help sights celebrex vs alcahol