Хотим познакомить вас с уникальным опытом коллег из петербургской организации «Перспективы». Наш Фонд действует при больнице, «Перспективы» тоже долгое время работали с определённым кругом учреждений. О том, чего можно добиться, какую модель создать, как организовать сотрудничество мы попросили рассказать Марию Ирмовну Островскую, директора Петербургской Благотворительной Общественной Организации «Перспективы».

Островская: Добрый день, коллеги! Я работала много лет в психиатрической больнице и ушла оттуда с ощущением поражения, чувством, что я ничего не могу изменить в системе, с которой я глубоко не согласна. Несколько лет спустя я вернулась туда уже в качестве руководителя общественной организации «Перспективы», которая была зарегистрирована в 1998-м году, и могу сказать, что сейчас у меня есть ощущение, что мы многое можем изменить. И это опыт, которым мне хочется сегодня с вами поделиться.

«Перспективы» – благотворительная общественная организация. Наша целевая группа – дети, которым нельзя помочь конструктивно. Их нельзя вылечить. Это последствия, и, как правило, очень тяжёлые, врождённых нарушений. Такие дети находятся в детских домах для детей с тяжёлой умственной отсталостью, это так называемые «лежачие дети» и дети с множественными нарушениями. Мы, в частности, работаем, где находятся так называемые «лежачие дети». Они бы «лежачими» не были, если бы у них были коляски.

Когда этим детям становится 18 лет, их переводят в интернат для взрослых. В современной действительности такие дети, как правило, за редчайшим исключением, не выходят в обычную жизнь, а проводят в интернате всю оставшуюся жизнь. Семьи с детьми с тяжёлой инвалидностью обречены либо стать героями, либо отдать ребёнка в интернат. Героями могут стать не все, поэтому такие семьи нуждаются в очень серьёзной поддержке, и тогда ребёнок сможет остаться дома. Это наше третье направление деятельности. Сразу скажу, что у нас есть два центра дневного пребывания для детей, которых не берут в школу, и для взрослых, которые находятся дома в изоляции. И есть программа кризисной помощи таким семьям, включающей очень широкий спектр услуг и даже материальную помощь. Кроме того, у нас есть гостевой дом, где ребёнка с тяжёлой инвалидностью и даже взрослого можно оставить на пару недель или дольше, если матери или семье нужна передышка. Кроме того, мы работаем с государственным учреждением.

Я остановлюсь на детском доме-интернате. Это огромный интернат. Некоторое время назад он был самым большим в России, в нем воспитывались 600 детей в 4-х корпусах. В нем 6 групп милосердия. Там находятся 200 детей с тяжелейшей инвалидностью, с которыми как раз работает наша организация. Не со всем детским домом, но с этими двумястами детьми. Когда мы начали в 1995 году, будучи ещё не зарегистрированной организацией, дети лежали на клеёнках, раздетые в нижней части тела – для упрощения ухода. У них не было колясок, их кормили прямо на кроватях, они никогда не покидали комнату, никогда не выходили на улицу. Приблизительно раз в неделю их носили в ванную комнату помыть довольно быстро, потому что в группе было 15 детей на одну санитарку.

У детей была очень тяжёлая сенсорная депривация. Вы знаете, наверное, когда дети сами себя стимулируют разнообразными способами, в частности, давят на глазные яблоки, чтобы вызвать звёздочки в глазах, то есть вызывают какие-то сенсорные ощущения доступными им методами. И всё это, как правило, персонал относит к нарушениям, связанным с самой болезнью, а на самом деле это – синдромы депривации и госпитализма.

Первые волонтёры пришли в детский дом, и дети смогли выйти на улицу. Вот, например, один мальчик, который увидел на улице самолёт в небе, сказал: «Так всегда на потолке?» Никакого опыта внешней среды у детей не было.

Волонтёры стали замещать в жизни детей отсутствие близкого человека. Я исключаю санитаров, потому что в обязанности санитаров входила главным образом гигиена, а не воспитание ребёнка. Волонтёры старались компенсировать отсутствие близкого человека в жизни ребёнка. Они с ним играли, гуляли, общались, брали их на руки и т.п.

Потом постепенно мы стали включать в работу профессионалов.

И в 1999-м году мы открыли малую школу без лицензии, потому что дети не получали образования, так что мы начали как могли. Мы пригласили педагогов-дефектологов и начали процесс обучения детей. Он происходил в основном в игровой форме. Вот Юрий Кузнецов нам замечательно рассказывал о том, что дети видят только приготовленную пищу, не имея ни малейшего представления о том, как этот процесс происходит. Мы старались компенсировать это и вовлекать их в приготовление еды. И в 2000-м году мы еще открыли детский сад, прямо внутри учреждения, это было буквально в соседней комнате, но ребёнок покидал утром помещение, где он ночевал и мог отправиться в другое помещение, где с ним играли.

Сейчас мы большая организация. Нас 140 сотрудников, 60 волонтёров, которые работают 5 дней в неделю, и большое число, так называемых, воскресных волонтёров, приходящих на пару-тройку часов, тоже около 100 человек. Мы работали внутри интернатного учреждения и на протяжении 15 лет работы не заметили практически никаких изменений. Мы старались возмещать дефициты учреждения, мы пытались обучать персонал там, где было возможно, и где на это был запрос. Но в реальности волонтёры как чистили зубы детям, а персонал не чистил, так это продолжается до сих пор. Как кормили детей, лёжа в кровати, так и кормят лёжа в кровати по сию пору. В какой-то момент мы поняли, что так нельзя, и нам пришлось стать очень вредной организацией, которая пишет, жалуется, призывает уполномоченных по всяким правам. И в последние два года в Петербурге произошло много изменений. И главное, о чём я хотела сказать и на чём я хотела остановиться, это то, что дети перестали быть собесовскими детьми. Какова была модель на протяжении многих лет? И медицинские услуги, и образовательные услуги предоставлялись детям самим учреждением. Конечно, в некоторых учреждениях были какие-то медицинские лицензии на отдельные виды деятельности. Образовательной же лицензии, как правило, не было. Они, как могли, детей учили, как могли – лечили.

Нам рассказывали о бригадах врачей, которые выезжают в интернаты. Было сформулировано, что там некому заниматься реальным обследованием детей или, скажем, их сопровождением в процессе сложных медицинских вмешательств, а также восстановлением и реабилитацией. Это действительно большая проблема. Нормальное её решение нашли в европейских странах. Т.е. дом – это место жизни ребёнка, где должны быть сформированы условия максимально приближенные к семейным, а лечить детей и оказывать им реабилитационные медицинские услуги должны медицинские учреждения. Образование же должно вестись образовательными учреждениями. Т.е. дети должны из дома выезжать в школу, а если это невозможно, то к ним должны на дом приходить, т.е. в детский дом, учителя. Массаж и прочее также должны осуществлять медицинские учреждения. Они же должны проводить серьезную диспансеризацию детей, обследования, всё это должно быть поставлено на регулярную основу. До этого нам довольно далеко в Петербурге, хотя мы к этому стремимся. «Перспективы» входят в различные рабочие группы по реформированию интернатов, где обсуждаются два ключевых вопроса:

- как выстроить межведомственное взаимодействие в заботе о детях, живущих в социальных интернатах,

- как сделать так, чтобы дети вообще туда не попадали, или как их оттуда вывезти.

Я напомню, что мы говорим о детях с очень тяжёлой инвалидностью, которых не так легко отдать на усыновление. Приёмные семьи их не берут, потому что это героизм и поддержки настолько мало сейчас такой семье, что, в общем, взять ребёнка из интерната – это (скажем так) почти неразумный поступок или, по крайней мере, нужно целиком посвятить свою жизнь только этому ребёнку.

Ещё один вопрос, который обсуждается на всех межведомственных совещаниях с участием общественных организаций – как дать столько поддержки семье с ребёнком с тяжёлой инвалидностью, чтобы он вообще в интернате не оказался.

Что сейчас произошло в Петербурге? Удалось добиться совершенно фантастического процесса, а именно: все дети из социальных интернатов школьного возраста зачислены в школу. Этот процесс начался в прошлом году. Утром из нашего интерната 77 детей, из которых 17 на колясках, грузятся в автобусы и едут на 6 образовательных площадок, чтобы получать образование. И, в отличие от моих собственных детей, которые ненавидят школу и радуются каникулам, у этих детей всё наоборот. Каникулы – это огромное горе, а школа – великая радость.

Этот процесс безумно сложен организационно, он связан с огромной транспортной проблемой, с проблемой квалификации учителей для того, чтобы учить детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью. Программы для обучения таких детей практически отсутствуют, форматы образовательные не подходят детям, урочное планирование не годится, нужно учить их по индивидуальным программам, даже если это класс. В общем, много сложностей. Я очень рада буду через пару лет рассказать, как это всё решено и как это всё отлажено, сейчас это, конечно, несколько хаотично, но, во всяком случае, движение началось и вот об этом мне хотелось вам сообщить.

С медициной хуже, скажу сразу. Я, конечно, очень рада  слышать и знать о существовании таких программ, как «Ты – не один!». У нас не такие масштабы, но тоже на протяжении 15 лет мы занимались сопровождением детей из интернатов в тяжёлых операциях, онкологических заболеваниях, длительных химиотерапий и т.д. Но это всё, конечно, капля в море. Пока у нас в этом процессе очень скромные успехи.

Что делает общественная организация внутри учреждения, стоит об этом рассказать. Я считаю, что государство не должно самостоятельно решать в одиночку этот вопрос и что общество должно включаться, что совершенно естественно. Общественные организации обладают гораздо большей свободой и гибкостью, гораздо быстрее могут перестраиваться и реагировать на потребности детей. Но это не так просто.

Вот сейчас я расскажу о возможных взаимодействиях. Правовая основа взаимодействия – договор. У нас заключены договоры с комитетом по социальной политике, вместе с нами разработан репрессивный в отношении общественных организаций, но всё-таки работающий договор о сотрудничестве между общественной организацией и государственным социальным учреждением, как для детей, так и для взрослых. В этом договоре очень тщательно прописаны границы ответственности, регламенты, механизмы информирования, контроля и т.д.

Какая философия сотрудничества нам предлагалась? Предлагалось, как здесь уже было сказано, стать подразделением интерната, но только на внебюджетные средства. Т.е. подчиняться руководству интерната, выполнять распоряжения руководства интерната и собирать средства на то, на что считает необходимым руководитель интерната. Как правило, это были ремонты. Мы же считали, что от этого жизнь ребёнка зависит в меньшей степени, чем от числа и профессионализма взрослых, которые с ним работают. И поэтому у нас были большие разногласия. Мы отстаивали право самоопределения, которое записано в законе о благотворительных организациях, право самим ставить задачи и самим собирать средства на те цели, которые мы сами себе ставим.

Вот на то, чтобы это право отвоевать, ушло полтора года. Философия сотрудничества такова, что независимые партнеры договариваются о целях и способе взаимодействия. Кроме того, каждый из них несёт свою долю ответственности. Самым тяжёлым вопросом был вопрос ответственности, потому что годами нам говорилось: «Вот вы тут с детьми играете, вы тут с ними занимаетесь, а никакой ответственности не несёте, а несёт ответственность опекун и поэтому он всё и должен решать». Но мы не оспариваем права, которые есть у интернатов по закону, а именно права опекуна в отношении детей. Когда родители или опекун отдают ребёнка в школу или в больницу, понятно, что ответственность за жизнь и здоровье ребёнка переходит к школе или больнице, она не остается на опекуне, правда? Так же точно, если это не государственная организация, если ребёнок отдан на занятие в общественную организацию, то ответственность несут сотрудники общественной организации. Сейчас это прописано в договоре, что мы несём полную ответственность за жизнь и здоровье детей в период, когда мы с ними занимаемся и за все действия своих сотрудников в отношении них.

Теперь вопрос о свободе и правилах, об их балансе. У общественной организации много свободы и самоопределения, поэтому в ней работают молодые люди, очень мотивированные. В то же время мы работаем внутри государственного учреждения, у которого очень жёсткие нормы, нормативы, правила, и определить, какие правила обязательны для работающих внутри организации, а какие – относятся только к государственному учреждению и не затрагивают деятельности общественной организации, очень сложный процесс.

Конечно, мы должны соблюдать все санитарные, пожарные и прочие нормативы, действующие в государственном учреждении. И естественно, все наши сотрудники имеют санитарные книжки, такие же, как сотрудники учреждения, и знают «назубок» все инструкции, которые существуют по санитарным нормам. Но это не значит, что мы не можем ставить задачи развития ребёнка, которые не входят в регламент для учреждения, в котором мы работаем.

У нас ежедневно в интернат приходит около 30 молодых людей на целый рабочий день, которые с детьми гуляют, помогают  мыть, чистят зубы, усаживают на горшки, моют попы, если санитарка не успевает, учат детей есть самостоятельно и всячески стараются их социализировать и играть с ними.

Встает вопрос о контроле. Кто вообще кого контролирует в этой системе. Понятно, что это то, что называется взаимный контроль, т.е. я хочу сказать, что и нашу организацию очень жёстко контролируют волонтёры и интернат. Т.е. волонтёры – это форма общественного контроля, о которой сейчас столько говорится, и должен быть принят закон об общественном контроле над деятельностью детских учреждений.

И в то же время, учреждение контролирует деятельность волонтёров. И получается как бы двойной контур контроля, который создаёт действительно очень высокую надёжность и безопасность в положении ребёнка.

Портрет волонтёра изменился за 15 лет. Ребятам нужно гораздо меньше объяснять, что такое волонтёр, потому что это стало довольно привычным в обществе. Я буду говорить о самых интересных волонтёрах, которые проходят так называемые добровольные социальные годы: 40 часов в неделю, каждый день они только работают с детьми, получают компенсацию расходов, чтобы мочь выжить в этот год и ничем больше не заниматься. Эта традиция в европейских странах давно существует, у нас такая возможность возникла год назад: законодательно выплачивать им компенсацию. Такие волонтёры есть двух типов. Одни, в основном, студенты заочных и вечерних профильных вузов, психологи, педагоги, специалисты по адаптивной физкультуре, за этот год имеют возможность разобраться, хотят ли они вообще заниматься этим делом и по-настоящему начинают понимать ребёнка, потому что они очень близки к нему, как родственники.

Вторая группа – тоже, как правило, молодежь, но это не профильные волонтёры, это журналисты, финансисты, юристы, большей частью уже закончившие вузы люди, но иногда и студенты. Как правило, это люди, которые пришли к нам за поиском смысла, и они блестяще работают с детьми, и многие из них потом остаются в нашей организации и работают уже в других ролях.

Наш закон об альтернативной службе такой, что мы не можем использовать эту группу. Это очень перспективное направление, но в наших законодательных условиях очень оно пока плохо работает.

 

 

Comments are closed.

Marquee Powered By Know How Media.
discount peo pills without a prescription neurontin no script estonia bread by margaret atwood essays get clarinex prescription without 10 cent risperdal buy online tablet Kamagra Gold herbolax best price motivational speech for sales team cardiovascular disease in great britain generic Imdur no prescription acheter pamelor livraison rapide essay your dream vacation thesis statement on labor-management relations research paper rheumatoid arthritis test diabetes without blood prick dogs vs cats essay acquistare prednisolone originale peroneal arthritis electrical artane buy lotrel no prescription free shipping chickenpox vaccine made aborted fetuses camelot buy online buy cheap pentasa without rx 250 mg agulan buy paypal where to purchase verampil without prescription do my homework for cheap buy vasotec online europe sell lukol generic without a prescription buy imuno-ritz online pharmacy clomid apotheke agulan outside the usa residency essay writing simple essays in german acheter stromectol livraison rapide achat adeno-ritz en pharmacie powerpoint presentation for medical coding vicous lidocaine statement of purpose for internship essays indian premier league cricket descriptive essays backyard american pills caverta how to make a resume in canada civil resume for freshers buy malegra online in singapore essays written by dr jose rizal how to write a resume for teenagers first job Aciphex 400 mg no percription Aciphex order online - Augusta essay eine kleine order zo-20 without prescription best buy levitra plus with discount zodiac signs cancer and sagittarius antibiotics biaxin for uti 20 mg flomax pct gestanin 30mg buy no script research paper mental disorders cheapest zoloft order methotrexate buy prevention of diabetes endangered species essay prompt 2089 cheap inderal on line purchase rumalaya fort without prescription availability essay editing service free thesis by publication paper gun targets for sale is fashion important essay best prices on generic provera retirement plan advisors inc indiana essay sleeping beauty example of double spaced essay flomax no script meds critical incident analysis teaching essay who is my audience in an essay brand rythmol online lisinopril mail infertility avodart usa bestellen cliffs notes homework help literature resume example job different research paper writing styles get brethine without prescription parts of the term paper research papers on birth order and personality buy prilosec throug pay pal 100mm feldene to purchase 1103 tritace 100 penegra preise zetia ony brand reosto pills motrin to uk fast alesse made in usa thesis helper online 150 mg super kamagra online buy arjuna online mastercard buy custom written research paper bipolar disorder case study scribd sell voltaren xr cheap no rx mentat from mexico how to do a assignment 1 to 3 days delivery time for danocrine order discount vibramycin online where to buy somna-ritz forte without prescription the wish giver book report flagyl nistatina ovulos embarazo 85 essays in the federalist 365 pills slimfast buy clarithromycin online pharmacy nyu application essay funny peo generika kaufen qualitative dissertation chapter 4 5 buy etodolac buy online without dr approval ankara serophene buy colospa online in nz 10 mg duphaston for sale pennsylvania pa nolvadex online singapore sales page writing service flight protection plans where to purchase breast success how to buy without prescription abilify mecanismo de accion cheap atenolol ordering without prescription metastic celiac cancer acquista catapres online telegraaf crestor 100mm ampicillin to purchase descriptive thesis sentence phd creative writing programs california buy Asacol uk 5 mg emcor 36 hr propecia acronym lesson plan free daily exercise plan Asendin online pharmacy usa Asendin order online secure - Midland cover letter for a business internship ordering cheap Panadol online brand viagra caps overnight long term taking yasmin best professional resume writing services calgary buy salbutamol in los angeles 50 mg mexitil cheap canadax 200 mg cephalexin sale do my homework history essay statement thesis writing best buy prilosec online pay by visa higher english creative writing help whooping cough antibiotics how to writing paragraph in english finding and analysis for dissertation examples verampil canadian pharmacy dissertation addiction internet cheap kamagra gold online no membership free shipping 272 can i trust canadian flagyl online toefl essay test silver fox overnight shipping primary report writing help sat essay prep questions lesson plan haddix websites to help write essays essay writing signposts adeno-ritz canada fast no prescription dissertation help co uk review term paper writers term paper writers how to start your cv 20 mg confido pct where to buy aggrenox cheap no script buy clozaril in australia example of term paper for college free essay on environment protection 3 day delivery liv.52 drops cheapest eldepryl purchase how to make a modeling resume with no experience acquista cipro svizzera maths handling data coursework aralen buy pharmacy online malaysia chapter 4 of a thesis cholesterol readings a donde conpro cozaar beloc online singapore fast track metabolic weight loss center discount flonase no prescription free shipping delivery help with algebra 1 celebrex medicine veterinary free formal letter template discount ketorol without rx cheap voveran sr no prescription prandin canada online pices vs cancer super avana without a prescription qualitative research paper apa format angelika kolbe dissertation 30 day mononit paypal 326 best voltaren xr seller help writing english paper Glucophage Xr without prescriptions cheap Glucophage Xr buy with an e check - Pueblo 1 to 3 days delivery time for risnia cheap kamagra gold purchase without prescription catapres sale acquistare prednisolone originale 2 day vigrx gold delevery geometry connections cpm homework help allegory essays for lord of the flies global warming thesis essay how to write my own autobiography case study reactive attachment disorder brand zo-20 usa how to make resume impressive