У нас неоднократно сегодня вспоминали иностранный опыт, существующий в других странах, где живут люди с такими же проблемами. В каких-то странах думать об этой проблеме начали немного раньше, чем у нас. Мне сейчас хотелось бы предоставить слово нашему итальянскому коллеге, врачу-педиатру и вместе с тем судье по делам несовершеннолетних, господину Антонио Мацца.

Антонио Мацца:  Я расскажу вам об итальянском опыте помощи детям-сиротам и детям, которые оставлены родителями. Я педиатр, но работаю также судьёй. Это специальная структура для несовершеннолетних, это не уголовный суд. В рамках моей деятельности я, конечно же, работаю с детьми с инвалидностью, потому что ситуация здесь совершенно особенная и требует особенной, более тесной работы с семейными парами, чтобы подобрать подходящих усыновителей, подходящую  семью. В качестве введения я хочу сказать, что на будущее человека сильнейшим образом влияет то, в какой среде он живёт, и способны ли окружающие его люди участвовать в построении его будущего, даря ему нежность, внимание и участие. Конечно, если ребёнок не может расти в семье, родной или приёмной, то он должен воспитываться в учреждениях несемейного типа. Это что-то похожее на патронатные семьи: там есть родители, которые берут и воспитывают ещё и приёмных детей, но уже в приюте.

Если ребёнок не может жить в родной семье, тогда уже рассматриваются  возможности подобрать ему опекунскую семью. Однако прежде чем начинается этот процесс, используем все возможности, чтобы ребёнок всё-таки остался в родной семье. Это наш приоритет, чтобы ребёнок жил в собственной семье.  Если по каким-то причинам это невозможно, то привлекается группа специалистов разных профилей, чтобы подобрать какие-то возможности для ребёнка. Первый этап – попытки поиска семейной пары, которая возьмёт ребёнка. Если это не удаётся, ребёнка направляют в общину семейного типа. Это некоторая структура, в которой люди живут, как в семье. Это уже следующий этап. Когда на территории нет подходящих структур, ребёнка направляют в такую семью либо приют. И только если невозможно возвращение ребёнка в родную семью, невозможно подобрать ему опекунскую семью, рассматривается уже возможность усыновления. Как вы понимаете, существуют некоторые ситуации, которые обычно связаны либо с возрастом несовершеннолетнего, если он уже довольно взрослый, либо с серьёзными медицинскими и психологическими проблемами, когда трудно найти усыновителей и попечителей. Именно для таких ситуаций существуют разнообразные организации, которые помогают подросткам или  детям с тяжёлыми заболеваниями. Часто это семьи, которые воспитывают собственных детей с проблемами со здоровьем.

О типах этих структур, этих семей. Первая из них –кризисный центр, место срочного реагирования, куда сразу попадает ребёнок в случае плохого обращения, какой-то критической ситуации. Там он получает первую необходимую помощь. Вторая – это семьи, которые воспитывают собственных детей и принимают детей с какими-то семейными проблемами. И, наконец, существуют интернаты, в которых работают профессиональные педагоги, профессиональные воспитатели, которые принимают детей и занимаются их воспитанием.

Причины возникновения этих ситуаций, этих проблем могут быть очень разные. Основные из них –плохое обращение с ребёнком, злоупотребление со стороны родителей, отсутствие должной заботы, внимания или просто брошенный  ребёнок. Известны серьёзные проблемы в отношениях между ребёнком и родителями, педагогического свойства. Существует экономические причины. Одна из типичных ситуаций –  мать-одиночка, которая не в состоянии отвечать на вызовы жизни, и решать социально-экономические проблемы. Бывает ситуация, когда у ребёнка существуют серьёзные проблемы со здоровьем, и у него одна мать, которая не может справиться с этим, тогда возникает необходимость некоторой поддержки, социальной помощи. Если у женщины трудности с больным ребёнком, нужно помочь ей самой. Существуют специальные структуры, которые принимают мать с ребёнком, чтобы она могла  остаться со своим ребёнком.  Если же это не даёт результатов, к сожалению, приходится, действуя в интересах несовершеннолетнего, искать другие решения.

Конечно, ребёнок, который оказывается  в такой ситуации, получает определённый психологический ущерб, травмы разнообразные, связанные с отсутствием заботы, плохим обращением, а также с разрывом семейных дружеских привязанностей, с общей неуверенностью в будущем. Это отражается на развитии ребёнка. Слава Богу, если потом удаётся найти ребёнку семью, устроить его жизнь, многое компенсируется.

Основные проблемы – задержки в интеллектуальном и психическом развитии.  Особенно проблемы с речью и способностью устанавливать социальные связи. У таких детей затронута эмоциональная сфера, и поскольку ребёнок не живёт в комфортной эмоциональной среде, это обстоятельство может повлечь серьёзные неврозы, асоциальное поведение. Ребёнок, который  пережил подобный опыт, оказывается неспособным принять на себя социально ответственную роль, он не может устанавливать отношения дружбы, любви.  Если ребёнок временно или окончательно лишён родителей,  ему необходимо быть принятым кем-то, кто считает его настолько важным, что впустит его в собственную жизнь, разделит с ним своё существование, будет волноваться и заботиться о нём, думать о его проблемах, а значит и о его будущем.

Чтобы обеспечивать все эти процессы, связанные с помощью детям-сиротам, необходима структура на государственном уровне, которая бы занималась сопровождением и организацией всего этого. В Италии  это трибунал по делам несовершеннолетних, который осуществляет все эти функции. Именно трибунал по делам несовершеннолетних контролирует весь процесс на всех его этапах, т.е. это и подбор семейных пар и все последующие  этапы. В случае  с больными детьми необходимо, чтобы ребёнок получал квалифицированную медицинскую помощь, находился в специальном медицинском учреждении, в котором ему могут помочь. В то же время, трибунал должен заботиться о социальном будущем  детей, чтобы создать необходимые условия и обеспечить нормальное, счастливое, социальное будущее.

 

Comments are closed.