Хотим познакомить вас с уникальным опытом коллег из петербургской организации «Перспективы». Наш Фонд действует при больнице, «Перспективы» тоже долгое время работали с определённым кругом учреждений. О том, чего можно добиться, какую модель создать, как организовать сотрудничество мы попросили рассказать Марию Ирмовну Островскую, директора Петербургской Благотворительной Общественной Организации «Перспективы».

Островская: Добрый день, коллеги! Я работала много лет в психиатрической больнице и ушла оттуда с ощущением поражения, чувством, что я ничего не могу изменить в системе, с которой я глубоко не согласна. Несколько лет спустя я вернулась туда уже в качестве руководителя общественной организации «Перспективы», которая была зарегистрирована в 1998-м году, и могу сказать, что сейчас у меня есть ощущение, что мы многое можем изменить. И это опыт, которым мне хочется сегодня с вами поделиться.

«Перспективы» – благотворительная общественная организация. Наша целевая группа – дети, которым нельзя помочь конструктивно. Их нельзя вылечить. Это последствия, и, как правило, очень тяжёлые, врождённых нарушений. Такие дети находятся в детских домах для детей с тяжёлой умственной отсталостью, это так называемые «лежачие дети» и дети с множественными нарушениями. Мы, в частности, работаем, где находятся так называемые «лежачие дети». Они бы «лежачими» не были, если бы у них были коляски.

Когда этим детям становится 18 лет, их переводят в интернат для взрослых. В современной действительности такие дети, как правило, за редчайшим исключением, не выходят в обычную жизнь, а проводят в интернате всю оставшуюся жизнь. Семьи с детьми с тяжёлой инвалидностью обречены либо стать героями, либо отдать ребёнка в интернат. Героями могут стать не все, поэтому такие семьи нуждаются в очень серьёзной поддержке, и тогда ребёнок сможет остаться дома. Это наше третье направление деятельности. Сразу скажу, что у нас есть два центра дневного пребывания для детей, которых не берут в школу, и для взрослых, которые находятся дома в изоляции. И есть программа кризисной помощи таким семьям, включающей очень широкий спектр услуг и даже материальную помощь. Кроме того, у нас есть гостевой дом, где ребёнка с тяжёлой инвалидностью и даже взрослого можно оставить на пару недель или дольше, если матери или семье нужна передышка. Кроме того, мы работаем с государственным учреждением.

Я остановлюсь на детском доме-интернате. Это огромный интернат. Некоторое время назад он был самым большим в России, в нем воспитывались 600 детей в 4-х корпусах. В нем 6 групп милосердия. Там находятся 200 детей с тяжелейшей инвалидностью, с которыми как раз работает наша организация. Не со всем детским домом, но с этими двумястами детьми. Когда мы начали в 1995 году, будучи ещё не зарегистрированной организацией, дети лежали на клеёнках, раздетые в нижней части тела – для упрощения ухода. У них не было колясок, их кормили прямо на кроватях, они никогда не покидали комнату, никогда не выходили на улицу. Приблизительно раз в неделю их носили в ванную комнату помыть довольно быстро, потому что в группе было 15 детей на одну санитарку.

У детей была очень тяжёлая сенсорная депривация. Вы знаете, наверное, когда дети сами себя стимулируют разнообразными способами, в частности, давят на глазные яблоки, чтобы вызвать звёздочки в глазах, то есть вызывают какие-то сенсорные ощущения доступными им методами. И всё это, как правило, персонал относит к нарушениям, связанным с самой болезнью, а на самом деле это – синдромы депривации и госпитализма.

Первые волонтёры пришли в детский дом, и дети смогли выйти на улицу. Вот, например, один мальчик, который увидел на улице самолёт в небе, сказал: «Так всегда на потолке?» Никакого опыта внешней среды у детей не было.

Волонтёры стали замещать в жизни детей отсутствие близкого человека. Я исключаю санитаров, потому что в обязанности санитаров входила главным образом гигиена, а не воспитание ребёнка. Волонтёры старались компенсировать отсутствие близкого человека в жизни ребёнка. Они с ним играли, гуляли, общались, брали их на руки и т.п.

Потом постепенно мы стали включать в работу профессионалов.

И в 1999-м году мы открыли малую школу без лицензии, потому что дети не получали образования, так что мы начали как могли. Мы пригласили педагогов-дефектологов и начали процесс обучения детей. Он происходил в основном в игровой форме. Вот Юрий Кузнецов нам замечательно рассказывал о том, что дети видят только приготовленную пищу, не имея ни малейшего представления о том, как этот процесс происходит. Мы старались компенсировать это и вовлекать их в приготовление еды. И в 2000-м году мы еще открыли детский сад, прямо внутри учреждения, это было буквально в соседней комнате, но ребёнок покидал утром помещение, где он ночевал и мог отправиться в другое помещение, где с ним играли.

Сейчас мы большая организация. Нас 140 сотрудников, 60 волонтёров, которые работают 5 дней в неделю, и большое число, так называемых, воскресных волонтёров, приходящих на пару-тройку часов, тоже около 100 человек. Мы работали внутри интернатного учреждения и на протяжении 15 лет работы не заметили практически никаких изменений. Мы старались возмещать дефициты учреждения, мы пытались обучать персонал там, где было возможно, и где на это был запрос. Но в реальности волонтёры как чистили зубы детям, а персонал не чистил, так это продолжается до сих пор. Как кормили детей, лёжа в кровати, так и кормят лёжа в кровати по сию пору. В какой-то момент мы поняли, что так нельзя, и нам пришлось стать очень вредной организацией, которая пишет, жалуется, призывает уполномоченных по всяким правам. И в последние два года в Петербурге произошло много изменений. И главное, о чём я хотела сказать и на чём я хотела остановиться, это то, что дети перестали быть собесовскими детьми. Какова была модель на протяжении многих лет? И медицинские услуги, и образовательные услуги предоставлялись детям самим учреждением. Конечно, в некоторых учреждениях были какие-то медицинские лицензии на отдельные виды деятельности. Образовательной же лицензии, как правило, не было. Они, как могли, детей учили, как могли – лечили.

Нам рассказывали о бригадах врачей, которые выезжают в интернаты. Было сформулировано, что там некому заниматься реальным обследованием детей или, скажем, их сопровождением в процессе сложных медицинских вмешательств, а также восстановлением и реабилитацией. Это действительно большая проблема. Нормальное её решение нашли в европейских странах. Т.е. дом – это место жизни ребёнка, где должны быть сформированы условия максимально приближенные к семейным, а лечить детей и оказывать им реабилитационные медицинские услуги должны медицинские учреждения. Образование же должно вестись образовательными учреждениями. Т.е. дети должны из дома выезжать в школу, а если это невозможно, то к ним должны на дом приходить, т.е. в детский дом, учителя. Массаж и прочее также должны осуществлять медицинские учреждения. Они же должны проводить серьезную диспансеризацию детей, обследования, всё это должно быть поставлено на регулярную основу. До этого нам довольно далеко в Петербурге, хотя мы к этому стремимся. «Перспективы» входят в различные рабочие группы по реформированию интернатов, где обсуждаются два ключевых вопроса:

- как выстроить межведомственное взаимодействие в заботе о детях, живущих в социальных интернатах,

- как сделать так, чтобы дети вообще туда не попадали, или как их оттуда вывезти.

Я напомню, что мы говорим о детях с очень тяжёлой инвалидностью, которых не так легко отдать на усыновление. Приёмные семьи их не берут, потому что это героизм и поддержки настолько мало сейчас такой семье, что, в общем, взять ребёнка из интерната – это (скажем так) почти неразумный поступок или, по крайней мере, нужно целиком посвятить свою жизнь только этому ребёнку.

Ещё один вопрос, который обсуждается на всех межведомственных совещаниях с участием общественных организаций – как дать столько поддержки семье с ребёнком с тяжёлой инвалидностью, чтобы он вообще в интернате не оказался.

Что сейчас произошло в Петербурге? Удалось добиться совершенно фантастического процесса, а именно: все дети из социальных интернатов школьного возраста зачислены в школу. Этот процесс начался в прошлом году. Утром из нашего интерната 77 детей, из которых 17 на колясках, грузятся в автобусы и едут на 6 образовательных площадок, чтобы получать образование. И, в отличие от моих собственных детей, которые ненавидят школу и радуются каникулам, у этих детей всё наоборот. Каникулы – это огромное горе, а школа – великая радость.

Этот процесс безумно сложен организационно, он связан с огромной транспортной проблемой, с проблемой квалификации учителей для того, чтобы учить детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью. Программы для обучения таких детей практически отсутствуют, форматы образовательные не подходят детям, урочное планирование не годится, нужно учить их по индивидуальным программам, даже если это класс. В общем, много сложностей. Я очень рада буду через пару лет рассказать, как это всё решено и как это всё отлажено, сейчас это, конечно, несколько хаотично, но, во всяком случае, движение началось и вот об этом мне хотелось вам сообщить.

С медициной хуже, скажу сразу. Я, конечно, очень рада  слышать и знать о существовании таких программ, как «Ты – не один!». У нас не такие масштабы, но тоже на протяжении 15 лет мы занимались сопровождением детей из интернатов в тяжёлых операциях, онкологических заболеваниях, длительных химиотерапий и т.д. Но это всё, конечно, капля в море. Пока у нас в этом процессе очень скромные успехи.

Что делает общественная организация внутри учреждения, стоит об этом рассказать. Я считаю, что государство не должно самостоятельно решать в одиночку этот вопрос и что общество должно включаться, что совершенно естественно. Общественные организации обладают гораздо большей свободой и гибкостью, гораздо быстрее могут перестраиваться и реагировать на потребности детей. Но это не так просто.

Вот сейчас я расскажу о возможных взаимодействиях. Правовая основа взаимодействия – договор. У нас заключены договоры с комитетом по социальной политике, вместе с нами разработан репрессивный в отношении общественных организаций, но всё-таки работающий договор о сотрудничестве между общественной организацией и государственным социальным учреждением, как для детей, так и для взрослых. В этом договоре очень тщательно прописаны границы ответственности, регламенты, механизмы информирования, контроля и т.д.

Какая философия сотрудничества нам предлагалась? Предлагалось, как здесь уже было сказано, стать подразделением интерната, но только на внебюджетные средства. Т.е. подчиняться руководству интерната, выполнять распоряжения руководства интерната и собирать средства на то, на что считает необходимым руководитель интерната. Как правило, это были ремонты. Мы же считали, что от этого жизнь ребёнка зависит в меньшей степени, чем от числа и профессионализма взрослых, которые с ним работают. И поэтому у нас были большие разногласия. Мы отстаивали право самоопределения, которое записано в законе о благотворительных организациях, право самим ставить задачи и самим собирать средства на те цели, которые мы сами себе ставим.

Вот на то, чтобы это право отвоевать, ушло полтора года. Философия сотрудничества такова, что независимые партнеры договариваются о целях и способе взаимодействия. Кроме того, каждый из них несёт свою долю ответственности. Самым тяжёлым вопросом был вопрос ответственности, потому что годами нам говорилось: «Вот вы тут с детьми играете, вы тут с ними занимаетесь, а никакой ответственности не несёте, а несёт ответственность опекун и поэтому он всё и должен решать». Но мы не оспариваем права, которые есть у интернатов по закону, а именно права опекуна в отношении детей. Когда родители или опекун отдают ребёнка в школу или в больницу, понятно, что ответственность за жизнь и здоровье ребёнка переходит к школе или больнице, она не остается на опекуне, правда? Так же точно, если это не государственная организация, если ребёнок отдан на занятие в общественную организацию, то ответственность несут сотрудники общественной организации. Сейчас это прописано в договоре, что мы несём полную ответственность за жизнь и здоровье детей в период, когда мы с ними занимаемся и за все действия своих сотрудников в отношении них.

Теперь вопрос о свободе и правилах, об их балансе. У общественной организации много свободы и самоопределения, поэтому в ней работают молодые люди, очень мотивированные. В то же время мы работаем внутри государственного учреждения, у которого очень жёсткие нормы, нормативы, правила, и определить, какие правила обязательны для работающих внутри организации, а какие – относятся только к государственному учреждению и не затрагивают деятельности общественной организации, очень сложный процесс.

Конечно, мы должны соблюдать все санитарные, пожарные и прочие нормативы, действующие в государственном учреждении. И естественно, все наши сотрудники имеют санитарные книжки, такие же, как сотрудники учреждения, и знают «назубок» все инструкции, которые существуют по санитарным нормам. Но это не значит, что мы не можем ставить задачи развития ребёнка, которые не входят в регламент для учреждения, в котором мы работаем.

У нас ежедневно в интернат приходит около 30 молодых людей на целый рабочий день, которые с детьми гуляют, помогают  мыть, чистят зубы, усаживают на горшки, моют попы, если санитарка не успевает, учат детей есть самостоятельно и всячески стараются их социализировать и играть с ними.

Встает вопрос о контроле. Кто вообще кого контролирует в этой системе. Понятно, что это то, что называется взаимный контроль, т.е. я хочу сказать, что и нашу организацию очень жёстко контролируют волонтёры и интернат. Т.е. волонтёры – это форма общественного контроля, о которой сейчас столько говорится, и должен быть принят закон об общественном контроле над деятельностью детских учреждений.

И в то же время, учреждение контролирует деятельность волонтёров. И получается как бы двойной контур контроля, который создаёт действительно очень высокую надёжность и безопасность в положении ребёнка.

Портрет волонтёра изменился за 15 лет. Ребятам нужно гораздо меньше объяснять, что такое волонтёр, потому что это стало довольно привычным в обществе. Я буду говорить о самых интересных волонтёрах, которые проходят так называемые добровольные социальные годы: 40 часов в неделю, каждый день они только работают с детьми, получают компенсацию расходов, чтобы мочь выжить в этот год и ничем больше не заниматься. Эта традиция в европейских странах давно существует, у нас такая возможность возникла год назад: законодательно выплачивать им компенсацию. Такие волонтёры есть двух типов. Одни, в основном, студенты заочных и вечерних профильных вузов, психологи, педагоги, специалисты по адаптивной физкультуре, за этот год имеют возможность разобраться, хотят ли они вообще заниматься этим делом и по-настоящему начинают понимать ребёнка, потому что они очень близки к нему, как родственники.

Вторая группа – тоже, как правило, молодежь, но это не профильные волонтёры, это журналисты, финансисты, юристы, большей частью уже закончившие вузы люди, но иногда и студенты. Как правило, это люди, которые пришли к нам за поиском смысла, и они блестяще работают с детьми, и многие из них потом остаются в нашей организации и работают уже в других ролях.

Наш закон об альтернативной службе такой, что мы не можем использовать эту группу. Это очень перспективное направление, но в наших законодательных условиях очень оно пока плохо работает.

 

 

Comments are closed.

Marquee Powered By Know How Media.
buy college application essay yourself louisiana purchase thematic essay post dissertation stress disorder symptoms love letter writing service 10 best resume writing services ranked how can i write essay in english buy custom coursework cover letter for sales position examples garcinia cambogia pure without a prescription medicine metoprolol a personal statement for college i want to write my name in calligraphy bragg fiber grating papers research sensor buy custom written essays get live homework help homework help biographies dissertation kolloquium where to buy Allopurinol cheap thesis help dublin need help writing definition essay online assignment writing services help essay inspector calls vitamins involved in cell metabolism buy elocon in europe american evista buy a college essay coumadin vs plavix 100mg lisinocor h tablets from india college research essay help amaryl glimepride biography writing service genuine online writing companies anxiety disorders and suicide in adolescents research papers where to order betapace free shipping bile duct cancer natural treatment buy cheap moxin essay written in text shorthand sell sustiva free shipping how to do an essay cover page ap language essay help buying proventil online essay challenge my life example of essay written by filipino author cv writing service melbourne sample recommendation letter for medical school purchase a dissertation for phd essayeur fondeur silver professional cv writing service for free methods of ordering material in preparation for essay writing positive feedback on usshyng custom writings com monoket patient assistance cv writing service melbourne fatigue overwhelming weight loss gcse biology homework help best online resume writing service los angeles pollution topics what comes after your thesis statement berlin extra super lovevitra resume writing service gold coast sell research papers online vepesid capsules weekend cabin plans cheapest rumalaya purchase how a resume looks like buy ibuprofen online uk doxepin interactions with antihistamine custom paper cups sydney help with building a resume rise to rebellion jeff shaara homework help fast custom essays review bbb accredited resume writing service has anyone used essay writing services custom speech writing services buy mircette online without presciption 20mg penis growth pills india software manual writing service can someone write my research paper for me resume of purchase manager essays written on abraham lincoln homework help vikings buy a book reports odysseus loyalty essay buy cheap paper lanterns online an essay on dream vacation accunting homework help guaranteed custom papers function notation homework help write my name in japanese kanji zocor pills walmart berlin ponstel academic writing ordering system discount verampil without prescription availability mba admission essay services leadership mba assignments writing service tablet plan b manuscript editing services ucas personal statement for medicine buy writing essay hard on oral jelly generic name acquisto prograf nelle filippine paper assignment help hiring an editor for dissertation students using essay writing services worldwide viagra plus online free shipping viking gods homework help how to write a resume for sales associate dissociative identity disorder research papers help writing dissertation proposal warehouse order selector resume sample Kamagra Soft for sale order cheap Kamagra Soft online - Phoenix cv for medical school application buy aricept online in hawaii chemistry homework help websites help writing a compare and contrast essay affordable clozaril without prescriptions alfacip ohne rezept bestellen pay for someone to do your homework fosamax medication where i can buy can someone else write my college essay 3 day delivery purim quality essay help uk Capoten essays on eating disorder pica apotheke evecare schweiz political essayists apush how to write a persuasive essay outline custom dissertation writing service kong cheggs homework help example resumes for medical assistant dissertation referencing websites top essay writing services discussed on tv help with writing a dissertation aims and objectives how can i order evista buy with an e check swollen ankles and high blood pressure resume writing service orlando fl homework help louisiana objective for resume for sales creative writing sites like mibba research papers post traumatic stress disorder free abilify offers cymbalta prices in united states homework help phone personal statement online help doctoral dissertation help history best essay cheap how to write a essay about myself cheapest writing service 1st rx orders for duphaston cheap dissertation writing services toronto write my name in arabic calligraphy for free order cheap micardis online fidm admissions essay help gasex without prescription anaspan pharmacy canada 36 hour naprelan without prescription introduction to psychological disorders write my name graffiti myspace acquistare glucotrol generico 150mg epivir hbv acheter Moxin sur lyon 64 buying Moxin online pills - Haldimand County lexapro 400 mg tablets to buy who can do a business plan for me cheap Avandia essay writing editing service profitsharing plans fortune stage 4 testicular cancer how to write my name in japanese katakana how can i get coversyl prescription without resume for customer service and sales do my assiment paper for me online basic essay no plagiarized essay written ordering cheap Urispas online 100mg etodolac for sale 100 mg ketotifen price walmart paxil fast buy flonase generic homework help clubs cleocin gel no prescription conway cancer fundation weight loss diet 2c top ten essay writing websites best custom papers custom paper coffee cups bulk multiple choice 11 papers online what jobs can i get with a creative writing major write my paper apa do my excel homework suaron pills compare contrast essay on restaurant 100mg dramamine reviews what should i write my english paper on edit personal statement for medical school cheapest online doctorate in education i want to buy a research paper ads about the homework helper our school essay in english brand celebrex usa recommendation letter for sales associate homework help metric childrens homework help sites objectives for mechanical engineer resume